Север и рынок. 2013, N 6.

фактор главным «локомотивом» КСО, а 60% внедряют принципы социальной ответственности в надежде на сокращение затрат. В среднем по миру эти два пункта назвали мотивами социально ориентированного поведения 56% компаний. Немаловажными для российских респондентов оказались и отношения с инвесторами: 57% компаний считают, что внедрение этических норм в деловую практику способствует развитию этих отношений (среднемировой показатель составил 35%). Показательно, что 56% российских респондентов внедряют принципы КСО с целью сохранения экологической стабильности. Это выше, чем в среднем по миру (36%). При этом в 2008 г. охрана окружающей среды заботила только 40% российских компаний. То есть российские бизнесмены стали внимательнее относиться к сохранению природы. Для того чтобы снизить давление властей на бизнес, практику КСО осуществляют 52% компаний в России, чтобы снизить налоговую нагрузку, усилить бренд и повлиять на общественный настрой - 55% респондентов. На вопрос: «Какие действия предприняла ваша компания на практике за последний год в части КСО» (табл.3) - наибольшее количество (66%) российских респондентов ответило, что предоставили своим сотрудникам возможность пройти обучение и стажировки. Гибкий график работы предложили 50% российских компаний, участвовавших в опросе, причем в 2008 г. их было несколько больше (55%). Медицинские условия в 2011 г. улучшили для своих сотрудников 39% респондентов, тогда как в опросе 2008 г. таких респондентов было 52%. В благотворительности, согласно исследованию, в 2011 г. участвовали 39% опрошенных российских компаний, что значительно ниже, чем в исследовании 2008 г. (тогда о проведении благотворительных акций заявили 59% опрошенных). На более эффективное использование энергии перешли также 39% компаний, в 2008 г. об этом заявляли 37% респондентов. Существенно упало стремление компаний разнообразить труд своего персонала. Если в 2008 г. 62% респондентов заявляло, что компания предоставила своим работникам широкие возможности, то в 2011 г. таких компаний оказалось только 22%. Таблица3 Мероприятия в области КСО, проведенные российскими компаниями за 2011 год, % опрошенных Мероприятие 2011 г. 2008 г. Динамика изменений, % Обучение/стажировки 66 60 10 Гибкий график 50 55 -9.1 Здравоохранение 39 52 -25 Поощрение возможностей 22 62 -64.5 Переход на эффективное использование энергии 39 37 5.4 Улучшение контроля над отходами производства 28 28 0 Участие в общественных мероприятиях 31 45 -31.1 Благотворительность 39 59 -33.9 Изменение линейки продуктов с целью 15 34 -55.9 уменьшения экологических последствий Наставничество 14 28 -50 Применение экологически чистых продуктов 6 22 -72,7 В целом российские компании показали рост только в двух направлениях КСО - обучение и стажировки и эффективное использование энергии. Все остальные пункты опроса в 2008 г. выглядели намного позитивней, чем в 2011 г.. Например, в 2008 г. участие в общественной деятельности принимало 45% компаний, в 2011 г. - 31%. Об изменении линейки продуктов в целях уменьшения экологических и социальных последствий в прошлом исследовании заявило 34% компаний, последний же опрос выявил только 15% таких респондентов. Количество компаний, помогающих другим фирмам развивать бизнес (наставничество), сократилось за три года с 28% до 14%. При анализе причин сокращения объемов КСО можно сделать вывод о том, что компании стали «умнее» в выборе форм реализации социальной ответственности. Наименьшее сокращение (рост), как видно из табл.3, продемонстрировали либо практики, ориентированные на повышение качества персонала компаний (выделены темно-серым цветом), либо важные с точки зрения поддержания хороших отношений с государством (выделены светло-серым цветом). При этом сильно сократился социальный «балласт», стихийно сформировавшийся в «тучные» 2006-2008 гг. Таким 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz