Север и рынок. 2013, N 6.

мнений научного и бизнес-сообщества в вопросе формализации категории КСО, в целом можно понимать ее содержание как системы добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом (государством), направленной на совершенствование социально­ трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях [3]. Систематизация рассуждений отечественных и зарубежных исследователей о внутренней структуре феномена КСО позволяет сделать ряд выводов. 1. Социальная ответственность бизнеса имеет многоуровневый характер. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата). Второй уровень КСО предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Третий уровень ответственности подразумевает «выход» социальных и экологических программ компании за внутрикорпоративные рамки. 2. Можно констатировать, что на сегодняшний день существует устоявшийся набор «точек приложения усилий» корпораций в области КСО. Эти направления работы можно разделить на внутрикорпоративные и относящиеся к внешним проявлениям социальной ответственности (табл.2). Таблица2 Матрица форм корпоративной социальной ответственности по критерию отношения к основному бизнесу компании Внутренние Внешние А Б 1 Работа в области повышения безопасности труда Благотворительная деятельность 2 Стабильность выплаты заработной платы, под­ держание социально значимой заработной платы Содействие охране окружающей среды 3 Дополнительное медицинское и социальное Взаимодействие с местным сообществом, страхование работников местной и государственной властью 4 Развитие человеческих ресурсов через обучаю- Готовность участвовать в кризисных щие программы и повышение квалификации ситуациях 5 Оказание работникам помощи в критических Ответственность перед потребителями ситуациях товаров и услуг (выпуск качественных товаров, сертификация продукции и т.д.) 3. Определенной классификации могут быть подвергнуты основные мотивы осуществления КСО: • развитие собственного персонала и повышение производительности труда в компании; • стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе через установление более тесных контактов с государством; • сохранение и улучшение работы основных государственных институтов. Поддержание социальной стабильности в обществе в целом. Мотивационные основания деятельности российских компаний в области КСО Анализ основных форм КСО, осуществляемых крупными горнодобывающими корпорациями, производственные активы которых расположены в Мурманской области, целесообразно предварить рассмотрением общероссийской конъюнктуры исследуемого феномена. Эта работа необходима для формирования общего контекста анализа и обеспечения возможности компаративных сопоставлений общероссийских мотивов КСО и специфических мотивов (если таковые имеются), обусловленных северной дислокацией региона. По данным опроса, проведенного в первой половине 2011 г. одной из ведущих мировых компаний в области аудита, бизнес консалтинга и экономических исследований, «Грант Торнтон Интернешнл» (Grant Thornton International) [5], среди 7 тысяч 767 компаний в 39 странах мира, главным мотивом, заставляющим российских предпринимателей следовать политике КСО, является привлечение и удержание ключевых сотрудников. В частности, 63% респондентов назвали этот 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz