Север и рынок. 2013, N 6.
Для большей части регионов Севера России важное место в ряду «локомотивов» экономического развития занимают предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых. На их долю приходится создание значительной части ВРП, они обеспечивают от 11 до 22% рабочих мест в северных регионах присутствия (табл.1). Таблица1 Доля среднегодовой численности занятых в отраслях добычи полезных ископаемых и на обрабатывающих производствах в общей численности занятых регионов Севера России в 2009 г., % [2] Субъект РФ Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Итого Ненецкий автономный округ 19.6 2 21.6 Мурманская обл. 4.5 10.5 15 Ямало-Ненецкий автономный округ 15.7 3.2 18.9 Республика Саха (Якутия) 8.4 3.8 12.2 Камчатский край 1.1 9.9 11 Магаданская обл. 9.1 4.4 13.5 Чукотский автономный округ 14.5 1.5 16 Масштабность экономических интересов корпораций, чьи производственные резиденции расположены в регионах Севера, а также уровень их вовлеченности в социально-экономическую проблематику территорий требует от корпораций адекватной реакции на стоящие перед местными сообществами вызовы. Корпоративный ресурс решения социальных проблем представляется весьма существенным, и в отдельных случаях можно даже говорить о его сопоставимости с государственным. Эксплуатация этого ресурса в целях развития территорий присутствия корпораций имеет существенный синергетический потенциал, дает новый импульс развитию северных территорий. Совокупность действий компаний по участию в решении социально-экономических задач, традиционно ассоциируемых с предметом исключительной компетенции государства, в мировой научной и бизнес-практике описывается категорией корпоративной социальной ответственности (КСО). В последующих разделах предложено исследование теоретических оснований существования различных форм КСО, проведен анализ мотивационных оснований КСО российских компаний и представлены результаты эмпирической оценки основных направлений реализации практик КСО крупнейшими горнодобывающими предприятиями Мурманской области. Теоретические основы феномена корпоративной социальной ответственности Принято считать, что отправной точкой развития концепции КСО являются две теоретические конструкции, возникшие в 1970-х гг. Авторство первой, теории корпоративного эгоизма, принадлежит нобелевскому лауреату М. Фридману, писавшему в 1971 г. в New York Times: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры» [3]. Другая точка зрения получила название теории просвещенного эгоизма. В ней КСО отождествлялась со спонсорством и благотворительностью как разновидностями социального инвестирования. Главным посылом теории стал тезис о том, что текущее сокращение прибылей компаний за счет социально ориентированных трат создает благоприятное социальное окружение, способствующее устойчивому развитию бизнеса. Последующая эволюция теоретических представлений о феномене КСО привела к возникновению обширной научной платформы, классифицировавшей возможные практики социально ориентированной работы компаний и формализовавшей мотивы управленцев к реализации КСО. В современных условиях общественного развития трактовка концепции КСО, когда в социальную ответственность попадает все, включая способность вовремя выплачивать своим сотрудникам зарплату и вовремя платить налоги, характерна для «молодых, развивающихся рынков ... типа российского и китайского» [4]. Более узкая трактовка, принятая в западных компаниях, гласит, что «социальная ответственность - это способность и желание бизнеса по собственной воле заниматься вопросом, связанным не с производством, продажей товаров и услуг, а с благополучием общества той страны, в которой компания работает» [4], а общество - это в том числе потребители продукции компании и сотрудники компании, а также их семьи. Отдавая должное плюрализму 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz