Север и рынок. 2013, N 6.

Во-первых, нормативно-правовые меры повышения ответственности градообразующих (поселкообразующих) предприятий Севера перед жителями этих поселений. Необходимо установить требование о заключении соглашений между такими предприятиями и представительным органом местного сообщества, в которых должны оговариваться формы социальной и эколого-экономической ответственности данного предприятия, учитывающие интересы местного населения. Процедура подготовки и реализации такого соглашения должна предусматривать обязательное широкое общественное обсуждение его проекта, а после его заключения - меры общественного контроля соблюдения принятых сторонами обязательств. Во-вторых, меры по повышению ответственности субъектов хозяйствования, намечающих реализацию инвестиционных проектов (и прежде всего связанных с освоением природных ресурсов), за последствия их осуществления для местных сообществ. Существующее законодательство устанавливает требования к проектам, предусматривающие, главным образом, защиту окружающей природной среды и проведение экологической экспертизы. Хотя требования экологической безопасности и являются важнейшей составляющей интересов населения, они не исчерпывают всего их спектра. Необходимо законодательно установить дополнительные требования к инициаторам проектов, предусматривающие обязанность представления ими для рассмотрения в государственные органы власти и для общественных обсуждений отчетов о последствиях строительства и эксплуатации планируемого объекта вложений, в котором должны быть представлены оценки экономического, социального, экологического и других воздействий проекта при его реализации. Очевидно, что процесс освоения углеводородных ресурсов новых регионов должен носить ярко выраженный социально ориентированный характер. Необходим комплексный подход к решению проблем сырьевых территорий, учитывающий особенности формирования, развития и функционирования нефтегазового сектора в регионе, максимальный учет интересов местного населения. Литература 1. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки) / В.А.Крюков, A.Н.Токарев. Новосибирск: Наука-Центр, 2007. 588 с. 2. Минерально-сырьевые ресурсы Российской Арктики (состояние, перспективы, направления исследований) / Д.А.Додин. СПб.: Наука. 2007. С. 129. 3. Проблемы и перспективы освоения нефтегазовых ресурсов на Северо-Западе России / B.Э.Тоскунина. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. С.92-93. 4. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России. Стратегический анализ и концепции развития / А.А.Ильинский, О.С.Мнацаканян, А.Е.Череповицын. СПб.: Наука, 2006. 475 с. 5. Совершенствование экономических подходов к управлению освоением морских углеводородных месторождений Арктики / А.М.Фадеев. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2012. 269 с. О РОЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРУПНОГО БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)*_________________________________________ В.В.Дядик кандидат экономическихнаук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Н.ВДядик кандидат экономических наук, научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН При финансовой поддержке гранта РГНФ№ 13-12-51012, проект «Проблемы и перспективы развития муниципальных образований и местного самоуправления на Российском Севере». 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz