Север и рынок. 2013, N 6.
Повышение актуальности вопросов защиты населения регионов Севера в настоящее время связано с планами осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов по освоению новых месторождений природного сырья, прежде всего углеводородных ресурсов Арктического шельфа. Такие проекты требуют огромных финансовых и трудовых затрат, создания необходимой инфраструктуры, что сильно изменит облик и социально-экономическую ситуацию в районах, на которые распространяется воздействие проектов. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что такое воздействие может быть как позитивным, так и негативным по влиянию на социально-экономические условия жизни местного населения. Для соблюдения интересов всех взаимодействующих в процессе реализации таких проектов сторон необходим специальный институциональный механизм, ведущая роль в создании которого должна принадлежать государству. Представляется, что основными принципами такого механизма должны быть [5]: 1. Принцип социальной ориентации. Требование о необходимости принятия в качестве основополагающего принципа в механизме согласования интересов при взаимодействии государства, бизнеса и населения принципа социальной ориентации основано на положениях Конституции Российской Федерации. В ст.2 Конституции закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Дополнительно в ст.7 п.1 Конституции установлено: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Исходя из этих требований очевидно, что вопросы социальных последствий проектов, их учет на всех этапах процедур, предшествующих принятию решений, а также в ходе их реализации должны быть в центре внимания для обеспечения социальной ориентированности данного процесса. Следует подчеркнуть, что к настоящему времени в российском законодательстве и существующей практике данный принцип в полной мере не реализуется. 2. Принцип комплексности. Означает необходимость использования всесторонних мер в процессе согласования интересов, включая нормативно-правовые (законодательные), организационные, финансово-экономические. С учетом данного принципа ниже представлен комплекс таких мер применительно к проектам, связанным с освоением нефтегазовых ресурсов шельфа арктических морей. 3. Принцип системности. Данный принцип тесно увязан с принципом комплексности. Если последний означает необходимость применения всесторонних мер, то принцип системности предполагает выявление и устранение противоречий между ними, их увязку между собой. Это дает возможность создания механизма согласования, который внутренне сбалансирован за счет увязки его элементов, что обеспечит эффективность функционирования механизма в целом. 4. Принцип регламентации. Регламентация предполагает установление определенного порядка в виде нормативно закрепленных положений, правил, а также контроль за его соблюдением. В этой связи важно разграничивать вопросы, которые требуют жесткой регламентации и контроля над выполнением установленного порядка, от тех, которые могут решаться по инициативе сторон процесса согласования интересов. Другими словами, регламентация не должна исключать инициативы и творческого подхода сторон к процессу согласования их интересов, учитывать особенности конкретных условий. 5. Принцип консенсуса. Понятие консенсуса существует в международном праве. Оно означает принятие решений «на основе общего согласия участников без проведения формального голосования участников при отсутствии формально заявленных возражений». 6. Принцип непрерывного мониторинга выполнения решений, принятых в процессе согласования интересов. Необходимость выделения данного принципа обусловлена распространенной практикой невыполнения многими хозяйствующими субъектами, осуществляющими инвестиционные проекты, тех решений, обязательств и обещаний, которые предъявляются на этапах подготовки к осуществлению проектов. Такая ситуация ведет к конфликтам «несбывшихся ожиданий». В конфликтологии такое явление называют депривацией, под которой понимается «...состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения». Очевидно, что принцип мониторинга выполнения решений будет способствовать предотвращению таких конфликтов. Роль государства в рассматриваемом механизме согласования интересов состоит, прежде всего, в создании необходимой нормативно-правовой (законодательной) базы. При этом для регионов Севера особую актуальность имеют следующие направления мер такого регулирования. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz