Север и рынок. 2013, N 6.

отремонтировал снегоходы и лодки, жители получают медицинскую помощь и необходимые лекарства. НОВАТЭК сотрудничает с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера «Ямал - потомкам!» и Департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера администрации ЯНАО. На протяжении пяти лет НОВАТЭК проводит целевую программу поддержки коренных народов в соответствии с рекомендациями Всемирного банка. Согласно требованиям МФК, компанией «ЮНГ» (дочерняя компания НОВАТЭК) был разработан План развития коренных народов (ПРКН) [8], основными задачами которого являются: • содействие устойчивому развитию коренных народов; • поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности и диверсификация отраслевой структуры производства; • расширение профессиональных и карьерных возможностей для коренных народов; • содействие развитию новых рынков сбыта традиционной продукции коренных народов; • содействие повышению реальных доходов и, как следствие, улучшение качества жизни коренных народов; • снижение уровня физической, информационной и социальной изоляции среди коренных народов; • создание необходимой среды для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности и поддержания традиционного образа жизни. ЮНГ обязуется раз в год подготавливать отчет о деятельности в отношении коренного населения, составленный на основании интервью с заинтересованными лицами. Ежегодно независимым экспертом подготавливаются окончательные отчеты по мониторингу и оценке всех мероприятий, финансовых и материальных, проводимых ЮНГ на территории КНМС. Все отчеты должны быть доступны коренным народам и широкому населению на русском и английском языках, а также на местном уровне через ассоциацию «Ямал - потомкам!» и на сайте компании. Компания в 2010 г. удостоена международной премии имени Витуса Беринга в номинации «Лучшие компании, соблюдающие права коренных народов». Анализ нефинансовой отчетности двух достаточно представительных для нефтегазовой отрасли компаний позволяет сделать некоторые выводы, характеризующие процесс развития КСО на территории России. Нефинансовые отчеты компаний в достаточной степени насыщены конкретной информацией, финансовыми показателями, различными мероприятиями (этим особенно отличается отчет компании «ЛУКОЙЛ»*), что дает реальное представление о партнерстве компаний с государственными органами власти, территориями присутствия и обществом. Необходимо отметить как успешное взаимодействие компаний с коренными малочисленными народами Севера на основе международных принципов сотрудничества - равноправного партнерства, взаимного доверия и прозрачности. Нефинансовые отчеты прошли заверение (верификацию) независимыми аудиторами или РСПП, что свидетельствует о достаточном уровне достоверности информации, а в условиях дефицита общественного доверия к бизнесу это представляется очень важным. Однако можно отметить и ряд, на наш взгляд, недостатков нефинансовых отчетов. В определенной степени отчеты выглядят как презентационный материал, показывающий только положительные стороны деятельности компаний и практически не затрагивающий проблемы или какие-то негативные моменты. Компании, приводят сведения об использовании механизма соглашений о социально-экономическом партнерстве с органами региональной и местной власти, объявляют общий объем инвестиций на территории присутствия и основные направления сотрудничества. Однако результаты исполнения этих соглашений не всегда представлены конкретными цифрами и материалами, что снижает ценность информации. Процесс верификации носит достаточно формальный характер, так как оценивается в основном соответствие отчета позициям стандарта GRI и ISO-26000:2010. Практика заверения нефинансовой отчетности советом РСПП, по мнению экспертов, скорее является «заградительным барьером», оберегающим компании и крупнейших аудиторов их нефинансовой отчетности от общественного запроса, что не способствует развитию как общественного запроса, так и самой нефинансовой отчетности. На наш взгляд, это обусловлено тем, что компания представляет уже 5-й нефинансовый отчет по ОУР (каждые два года начиная с 2002 г.), причем объем этих отчетов существенно растет. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz