Север и рынок. 2013, N 6.

Конкурс социальных проектов. Одной из наиболее эффективных форм социальных инвестиций, осуществляемых ОАО «ЛУКОЙЛ», является «Конкурс социальных и культурных проектов», который ежегодно проводят Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» и дочерние общества компании. Конкурс предусматривает проектный подход, аналогичный распределению грантов в научной среде. В основе механизма социального проектирования лежат принципы состязательности, прозрачности, публичности. Цель конкурса - поддержка проектов и инициатив местных сообществ в решении актуальных проблем территорий, повышение эффективности благотворительной помощи, оказываемой компанией. Целевая аудитория конкурса - местное сообщество, учреждения образования и культуры, некоммерческие организации и общественные объединения, средства массовой информации регионов присутствия. Партнеры - местные некоммерческие организации, администрация муниципальных образований. Бюджет конкурса составил, млн руб.: в 2007 г. - 39.5; в 2008 г. - 50.3; в 2009 г. - 39.2; в 2010 г. - 60; в 2011 г. - 74.5. Основным оператором на северных и арктических территориях является ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», расположенное в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (100% акций этого оператора принадлежит ОАО «ЛУКОЙЛ», это крупнейший актив компании). С 2005 года в ХМАО - Югра и ЯНАО ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» проводится конкурс социальных проектов «Стратегия успеха». За шесть лет проведения конкурса было подано около 500 заявок, свыше 100 проектов получили финансирование и были успешно реализованы. По сравнению с первым годом количество заявок увеличилось в два раза, количество профинансированных проектов - в 2.5. Грантовый фонд вырос в 2.5 раза . Проекты, победившие в конкурсе, направлены на социальную адаптацию людей с ограниченными физическими возможностями, пропаганду семейных ценностей, приобщение к национальным традициям, воспитание бережного отношения к природе, сохранение культурного и исторического наследия и развития традиционного образа жизни коренных народов, активизацию спортивной работы среди подрастающего поколения. Таблица6 Основные направления социальной деятельности и структура расходов ОАО «ЛУКОЙЛ», млн руб. Вид Виды программ и проекты 2009 г. 2010 г. Социальные инвестиции Региональные Деятельность в рамках соглашений о социально- проекты экономическом партнерстве с субъектами РФ 2965.3 3039.2 с муниципальными образованиями 164.8 174.2 Проекты и Поддержка детских домов и образовательных 40.2 45.4 программы учреждений федерального Программы в области образования 167.7 134.3 значения По соглашениям с субъектамиРФ иМО 277.1 Н.д. Поддержка медицинских учреждений 24.3 59.8 По соглашениям с субъектамиРФ иМО 171.2 Н.д. Конкурс социальных и культурных проектов 39.2 59.7 Благотворительность и спонсорство Региональные Помощь народам Крайнего Севера 111.0 145.0 проекты Программы и Сохранение культурного и исторического наследия 104.6 90.7 проекты Адресная помощь 87.4 143.2 федерального Спорт 931.9 715.6 значения В том числе спонсорская помощь 172.0 188.2 Всего 43664 46074 Согласно условиям конкурса в нем могут принимать участие некоммерческие негосударственные организации, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, культурные центры и научно­ исследовательские организации, органы территориального самоуправления Лангепаса, Урая, Когалыма и Покачей (ХМАО - Югра), а также Салехарда и Тазовского района (ЯНАО). Критерии определения победителей конкурса - новаторские подходы и актуальность решаемой социальной проблемы, значимость проекта для территории. Существенное значение имеет и степень участия в проекте жителей города или района, где предполагается реализация проекта. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz