Север и рынок. 2013, N 6.

Рассмотрим реализацию принципов КСО на примере двух компаний («ЛУКОЙЛ» и «НОВАТЭК»). Выбор этих компаний обусловлен тем, что они являются: во-первых, негосударственными; во-вторых, компания «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших транснациональных нефтегазовых компаний, а компания «НОВАТЕК» в основном национальная российская, в-третьих, деятельность этих компаний в значительной степени осуществляется на территориях Севера и Арктики России и в-четвертых, эти компании уже несколько лет представляют нефинансовые отчеты. Компания ОАО «ЛУКОЙЛ» (табл.4) - одна из первых российских компаний, которая разработала и приняла Социальный кодекс [4]. В его основу положены результаты критического анализа соответствующего мирового и отечественного опыта. Значение Социального кодекса заключается в том, что он стал базовым документом при формировании очередных соглашений о социальном партнерстве и подготовке других организационных шагов социальной направленности. Таблица4 Основные показатели деятельности ЛУКОЙЛ* [5] Показатель Значение показателя (2010 г.) Отрасль Разведка, добыча, переработка нефти и газа Продукция Нефть, природный газ, нефтепродукты, продукты нефтехимии Оборот 105 млрд долл. США Операционная прибыль 16 млрд долл. США Чистая прибыль 9 млрд долл. США Число сотрудников 151.4 тыс. Территории присутствия Более чем в 60 регионах России (в том числе в 5 северных субъектах Федерации), 30 странах мира на четырех континентах Аудитор «КПМГ Лимитед» *Лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности; акции компании в 2011 г. занимают второе место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB); первая российская компания, акции которой получили полный листинг на Лондонской фондовой бирже; единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры; крупнейший налогоплательщик РФ, общая сумма налогов, выплаченных в 2011 г. - 38.4 млрд долл. США. Социальная деятельность. Социальные и благотворительные программы являются для компании составляющей корпоративной стратегии и помогают конструктивному сотрудничеству с государством, деловыми кругами и обществом. Корпоративные программы носят адресный характер и опираются на имеющийся в регионах и муниципалитетах профессиональный опыт и человеческий потенциал. Компания выстраивает свою деятельность по двум стратегическим направлениям (табл.5, 6). Таблица5 Направления социальной деятельности компании «ЛУКОЙЛ» Стратегические направления Социальные инвестиции Поддержка детских домов и детских образовательных учреждений Программы в области образования Стипендиальные программы Развитие материально-технической базы вузов Поддержка медицинских учреждений Конкурс социальных проектов Программы спонсорства и традиционной благотворительности Сохранение культурного и исторического наследия Поддержка музеев и творческих коллективов Издательские проекты Поддержка религиозных конфессий Адресная помощь: Поддержка ветеранов войны и труда, инвалидов, социально незащищенных групп населения Программа по возрождению народных промыслов Донорские акции_______________________________ Социальный кодекс был разработан и принят в 2002 г., с добавлениями и переработкой в 2008 г. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz