Север и рынок. 2013, N 6.
(Якутия), прежде всего в проекте «Комплексное развитие Южной Якутии». Здесь ключевым становится понятие «обживания территории». Это предполагает и более частные изменения: от использования природных и человеческих ресурсов к их системному воспроизводству, от вывоза почти всего созданного здесь капитала к материализации его значительной части на месте, от государственного патернализма к координации всех субъектов хозяйственной и общественной деятельности. Важнейшая роль при этом в повышении качества жизни населения Севера и повышении доступности жилья отводится органам местного самоуправления, которые должны иметь достаточную для решения местных жилищных проблем финансовую базу, однако на данном этапе развития страны их финансовая база еще недостаточна, необходимо существенное государственное участие. Основным методом решения жилищной проблемы для большинства населения страны, для которых ипотека недоступна, является программно-целевой метод, и в целях повышения доступности жилья для населения в регионах Севера формируется пакет программ, реализуемых в настоящее время или намеченных к реализации в ближайшем будущем. Например, в Новосибирской области разработаны меры государственного регулирования спроса на жилье, т.е. ипотечного кредитования, направленные на создание механизмов обеспечения доступности жилья экономкласса для групп населения со средним уровнем доходов [2]: • субсидирование процентной ставки ипотеки из регионального бюджета; • федеральная программа «социальная ипотека»; • развитие существующих ипотечных схем с использованием материнского капитала, военная ипотека; • программа реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам. Предлагаются меры государственного регулирования предложения на рынке жилья: • государственные гарантии застройщикам и субсидирование процентной ставки кредитов строителям через региональный бюджет; • предложение возможности выкупа региональным бюджетом недостроенного жилья. Предложено создание новых государственных служб для реализации функций заказчика на территории области: • госзаказ на жилищное и коммунальное строительство на областном уровне; • госзаказ на жилищное строительство на муниципальном уровне. Происходит формирование новых способов обеспечения жильем: • создание государственных специализированных жилищных фондов для исполнения обязательств, предусмотренных федеральным законодательством в области улучшения жилищных условий граждан; • государственная поддержка наукоемких компаний и решение их жилищных вопросов. Эти меры позволяют немного улучшить ситуацию с доступностью жилья в регионе, но бюджетная обеспеченность региона и муниципальных образований, а также существенная дифференциация доходов населения не приводит к кардинальным переменам, которые необходимы в данной сфере. Очевидно, что для достижения определенных результатов необходимо увеличить государственное финансирование региональных программ. По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта «доступное жилье» в России жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн м2, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46.1%. Объем нового строительства составил в 2010 г. 58.1 млн м2, что в 3 раза превышает объемы ввода жилья в 2005 г., однако это очень незначительная часть от потребности. В начале работы программы только 12.4% семей были в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. В настоящее время их доля изменилась незначительно и составляет 19%. Проектом предполагалось, что к 2010 г. их доля составит более 30%, поскольку ожидался более значительный рост доходов населения, не учитывалось и влияние кризиса 2008 г. , а также специфические особенности нашей страны (беспрецедентное территориальное неравенство как бюджетной обеспеченности регионов, так и доходов населения). *Российская Газета. 2011. № 5523. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz