Север и рынок. 2013, N 6.
комфортного проживания для большинства населения страны, а также эффективное строительство, сохранность жилья, эффективное безубыточное функционирование и развитие коммунального комплекса. На наш взгляд, либеральная доктрина в данном секторе была принята в РФ преждевременно в надежде на быстрый рост доходов большинства населения, чего не произошло. Поэтому сегодня ошибочно в этом секторе возлагать всю ответственность только лишь на собственников жилья и рыночные механизмы без государственного протекционизма. Владение жилой недвижимостью не повышает автоматически уровень ответственности за состояние своей и коллективной собственности, особенно если это владение не подкреплено материальными возможностями - реальная средняя заработная плата в большинстве регионов Севера РФ до сих пор не достигла уровня 1990 г. В настоящее время решать проблемы в жилищной сфере, созданные несовершенной государственной политикой, приходится на региональном и местном уровнях в основном в режиме «скорой помощи». На начальном этапе перехода к рынку жилищно-коммунальный комплекс требовал значительных инвестиций, чтобы преодолеть отставание от промышленно развитых стран. Вместо этого бюджетные дотации постепенно снижались. Так, в 1970-1980-е гг. доля бюджетных средств во вводе нового жилья составляла 80%. Даже в то время уровень финансирования жилищно коммунального хозяйства был явно недостаточен. К примеру, в 1980-е гг. объем инвестиций в коммунальное хозяйство относительно затрат на жилищное строительство составлял 22-24% (при этом строительство на 80% финансировалось из федерального бюджета), тогда как потребность составляла 33-35%. Сейчас вышеперечисленные проблемы усугубились тем, что доля федеральных бюджетных средств сократилась до 11%, а частные строительные компании не в состоянии самостоятельно решать данную задачу, поскольку ориентированы на рыночную выгоду и прибыль, а не на поддержку государственных интересов. Ежегодный объем нового строительства в РФ составляет немногим более 1% от существующего жилищного фонда или 0.4 м2 в год на человека. В то время как в развитых странах данная величина составляет 1 м2 в год на человека. Износ инженерного оборудования в ЖКХ достиг 73%, инженерных сетей - 65% (нуждается в коренной модернизации). Надежность инженерных коммуникаций в нашей стране также в десятки раз ниже, чем в развитых государствах [1]. Данная проблема тоже, очевидно, адресована населению, которое должно оплачивать модернизацию жилищного комплекса. Эти проблемы в жилищной сфере оказывают негативное влияние на качество жизни населения страны, снижают доходы населения и его возможности по использованию ипотеки. Чтобы северные территории РФ не утратили своей геостратегической роли, государственная жилищная политика должна быть направлена на решение проблемы доступности жилья для различных категорий граждан, проживающих на Севере. За последние два десятилетия из северных регионов России выехало около трех миллионов человек в основном из-за более низкого, чем в других регионах страны, уровня и качества жизни, в том числе и из-за неудовлетворенности жилищными условиями. При этом продолжается увеличение доли пенсионеров, неработающих граждан в регионах Севера. Что касается переселения пенсионеров в регионы с благоприятным климатом, то существует федеральный закон, согласно которому пенсионеры, если они хотят уехать с Севера, прожив там 15-25 лет и имея определенный стаж работы, получают право на жилищные субсидии. Только в Мурманской области в очереди стоят около 30 тыс. семей. А в год регион получает всего 500-600 жилищных сертификатов. Таким образом, очередь имеет протяженность около 60 лет. Такая ситуация характерна практически для всех северных территорий. Финансирование по этому направлению остро недостаточное. Очевидно, что в решении данной проблемы необходима более активная роль государства. Кризис начала девяностых годов привел к тому, что в регионах Севера было ликвидировано значительное число предприятий, прежде всего добывающих отраслей. Соответственно были закрыты и населенные пункты, где жили работавшие на них граждане. Государство до сих пор переселяет людей из таких закрытых городов и поселков. Решением данной проблемы может быть использование таких городов как базовых для освоения новых регионов добычи полезных ископаемых, поэтому необходима новая поселенческая и градостроительная политика на северных территориях, которая предполагает как ответственность бизнеса работающего на северных территориях, так и финансовую поддержку государства в зависимости от бюджетной обеспеченности региона. Ее основные параметры реализуются с разной долей эффективности в Республике Саха 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz