Север и рынок. 2013, N 6.
публичная стратегия гуманитарного развития общества, а социальная безопасность - публичная стратегия упреждения рисков, угроз и опасностей для общества. По мнению А.В.Очировой, изложенному в докладе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, социальная политика - в смысле социальной безопасности - должна быть направлена не столько на преодоление последствий тех или иных социальных болезней, сколько на предотвращение причин их появления, на устранение причин существующих негативных социальных явлений, причин возникновения социальных рисков, затрагивающих большинство нашего населения, обеспечение декларированных социальных гарантий [10, с.3]. На региональном уровне управлять социально-экономическими процессами призвана региональная социальная политика, эффективность которой оставляет желать лучшего. Причины данного положения вещей в рассматриваемом регионе - в Мурманской области - изложены в работах [5, 6]. Поэтому в настоящей статье предпринимается попытка рассмотреть вопросы региональной социальной политики в отношении населения с инвалидностью с точки зрения задач обеспечения региональной социальной безопасности и выделить процессы, создающие существенную угрозу для социально-экономического развития региона. Устойчивое развитие Мурманской области как региона РФ самым непосредственным образом связано с вопросами популяционного здоровья населения и прямыми и обратными связями: с одной стороны, развитие невозможно без выполнения определенного и довольно жесткого в условиях Крайнего Севера набора требований, предъявляемых к качеству трудовых ресурсов, с другой - рост качества здоровья населения, в свою очередь, стимулирует региональное социально-экономическое развитие. Поэтому при разработке положений стратегии устойчивого развития региона и мероприятий региональной социальной политики проводится оценка качества региональных трудовых ресурсов, которая в том числе предполагает учет комплекса показателей, среди которых особо хочется выделить показатели, характеризующие уровень, структуру и динамику инвалидности населения региона. Отметим, что данные показатели принято обычно рассматривать как количественные. Однако при рассмотрении их с позиций системного и мультидисциплинарного подходов в комплексе с другими медико-демографическими факторами данные факторы качественным образом характеризуют уровень жизни населения, т.е. могут быть рассмотрены как качественные. Но при всем этом вышеуказанному комплексу показателей уделяется незаслуженно малое внимание, несмотря на то что задачи мониторинга и прогнозирования инвалидности в настоящее время обозначены как актуальные проблемы реализации федеральной социальной политики [7], а задача снижения уровня инвалидности населения определена, напомним, как стратегическая проблема социальной безопасности [18]. При упоминании региональных аспектов социальной безопасности и характеристике основных ее видов, принято выделять определенные негативно протекающие социальные процессы. Поэтому остановимся несколько подробнее именно на негативных тенденциях этих процессов, протекающих в рассматриваемом регионе. В Мурманской области проживает более 40 тыс. чел с инвалидностью, что составляет по официальным данным около 5% населения региона [12]. Однако проведенные исследования [6] оценивают этот показатель почти в 14%. Такое существенное расхождение данных вызвано следующими обстоятельствами. Существующая в РФ система сбора и обработки официальной статистической отчетности по инвалидности не может обеспечить целостную информационную картину исследуемой проблемы. По мнению экспертов, официальная открытая статистика дает представление в лучшем случае лишь о половине реально существующих в обществе инвалидов [4, с.12]. Отметим, что в поле зрения статистики попадают только случаи юридически оформленной инвалидности и совершенно выпадает пул «скрытых» инвалидов, который при соответствующем изменении критериев инвалидности или повышении привлекательности для населения пенсии по инвалидности и обеспечивает резкий скачок статистических показателей. Примером такого скачка может быть резкий рост регистрируемой инвалидности непосредственно после принятия закона 122- ФЗ от 22 августа 2004 г., названного позже «Законом о монетизации льгот», региональные последствия чего иллюстрирует рис.1. Вопрос учета и сбора статистической информации по инвалидности некоторые ученые называют «статистическим детективом» [8]. В Мурманской области за 20 лет (с 1992 по 2012 гг.) удельная численность инвалидов выросла в 3 раза, что, в свою очередь, увеличивает демографическую нагрузку, снижает качество региональных трудовых ресурсов, повышает социально-экономические риски и тем самым создает 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz