Север и рынок. 2013, N 6.

• обеспечить условия для организации оказания первичной, скорой и специализированной медпомощи, улучшения диагностики и профилактики заболеваний; • содействовать созданию условий для закрепления высококвалифицированных кадров, в том числе на основе значительного повышения уровня и кардинального изменения условий жизни населения и повышения оплаты труда всех групп медработников до среднего уровня по экономике региона; обеспечить повышение кадрового потенциала медучреждений, в том числе внедрять программы целевой подготовки медицинских кадров из числа местных жителей, включая представителей КМНС; • совершенствовать организационно-экономический потенциал здравоохранения, в том числе развивать систему управления здравоохранением, ориентированную на кардинальное улучшение качества медицинской помощи и эффективное использование всех ресурсов здравоохранения; • обеспечить качественно новый уровень развития материально-технической базы учреждений здравоохранения, направленный на тотальное повышение качества и доступности услуг учреждений здравоохранения; обеспечить учреждения здравоохранения новейшим медицинским оборудованием, лекарственными средствами и пр. На местном уровне: • обеспечить возможность получения всеми жителями качественной бесплатной медицинской помощи, в объемах гарантированных государством; • обеспечить достижение соответствия высоким стандартам качества услуг системы здравоохранения; • реализовать программы социального партнерства власти, бизнеса и общества в вопросах охраны здоровья, повышения эффективности здравоохранения и решения экологических проблем; • создавать условия для закрепления квалифицированных кадров, в том числе на основе значительного повышения уровня и кардинального изменения условий жизни населения; • совершенствовать систему управления здравоохранением, в том числе внедрять методы стратегического управления и методы анализа экономической эффективности медицинских программ и технологий в учреждениях здравоохранения; • содействовать формированию эффективной системы профилактики факторов риска нарушения здоровья, особенно алкогольной и наркотической зависимости; способствовать обеспечению здоровой и безопасной окружающей среды, повышению качества и безопасности потребительских товаров и услуг, сокращению числа рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда и пр. В целом политика в сфере охраны здоровья должна быть направлена на решение муниципальных проблем, диктуемых местными особенностями заболеваемости населения, состоянием кадровой и материально-технической базы здравоохранения. Местные органы власти должны также обеспечить эффективное включение мероприятий по охране здоровья в общую систему социальной политики, проводимой не только на местном, но и на региональном и федеральном уровнях. Выводы. Сегодня политика в сфере охраны здоровья в России сводится преимущественно к административным мерам по реорганизации органов управления и системы оказания медицинской помощи. Специфические особенности северных территорий и реальный уровень потребности жителей муниципалитетов Севера не учитываются при формировании политики в сфере охраны здоровья. В результате в большинстве муниципалитетов Севера и Арктики РФ потенциал системы здравоохранения низкий. А реализация закона № 83-ФЗ лишь усугубляет ситуацию. Политика в сфере охраны здоровья на местном уровне должна основываться не столько на реформировании системы здравоохранения, сколько на совокупности всех мер, направленных на улучшение здоровья населения. Муниципальная политика в сфере охраны здоровья должна быть направлена на решение проблем местных сообществ и учитывать местные особенности (заболеваемость жителей, кадрово-инфраструктурный потенциал здравоохранения и пр.). Вместе с тем, муниципальная политика должна формироваться и реализовываться в тесной взаимосвязи с региональной и федеральной политикой в этой сфере, а также при активном участии различных организаций государственного и частного секторов экономики, общественных организаций, жителей муниципального образования. При формировании планов оптимизации здравоохранения следует учитывать, что на Севере и в Арктике в силу таких факторов, как удаленность, суровые климатические условия, повышенная заболеваемость населения, меры по сокращению сети медицинских учреждений и сосредоточению 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz