Север и рынок. 2013, N 6.
Существующий уровень развития системы здравоохранения, и так не позволяющий реализовать ее компенсационную функцию (что является предпосылкой снижения качества человеческого потенциала, не оказывает положительного влияния на сохранение уже имеющихся трудовых ресурсов и пр.), будет понижаться. Доступность услуг учреждений здравоохранения значительно снизится. При формировании планов оптимизации здравоохранения следует учитывать, что на Севере и в Арктике в силу таких факторов, как удаленность суровые климатические условия, повышенная заболеваемость населения, меры по сокращению сети медицинских учреждений и сосредоточению медпомощи в межмуниципальных центрах могут иметь обратный ожидаемому эффект существенного снижения доступности услуг здравоохранения. При планировании модернизационных мероприятий следует иметь в виду, что социальная инфраструктура на Севере и в Арктике должна исполнять компенсаторную функцию, т.е. обеспечивать повышенный уровень комфортности проживания. В настоящее время необходимо формирование и реализация как государственной/национальной политики в сфере охраны здоровья, так и собственной активной региональной и муниципальной политики в этой сфере. В современной российской экономической литературе и нормативных документах понятие «здравоохранение» трактуется как отрасль, деятельность которой направлена на обоснование, координацию и осуществление в пределах своей ответственности и компетенции мер по охране здоровья, включая меры по развитию организаций, занятых обеспечением населения диагностической, лечебной, профилактической и реабилитационной помощью. Однако если руководствоваться подходом, предложенным Всемирной организацией здравоохранения, то система здравоохранения определяется как совокупность любых организаций, институтов и ресурсов, предназначенных для действий в интересах здоровья (когда действия в интересах здоровья - это любой вид помощи, будь то индивидуальная помощь или услуги в сфере общественного здравоохранения, либо услуги, оказываемые на основе межсекторных инициатив, главная задача которых - улучшение здоровья) [3]. Данный подход более полно определяет понятие здравоохранительной деятельности, в то время как используемое понятие «здравоохранения» в России узкое, определяет только организационную структуру системы оказания медицинской помощи. Сущность муниципальной политики в сфере охраны здоровья заключается в управлении процессами, способствующими повышению здоровья населения и в их регулировании. При этом управление и регулирование не должно сводиться лишь к административным мерам по реорганизации органов управления и оптимизации системы оказания медицинской помощи (что характерно для современной России). Сильная политика в этой сфере должна опираться на реальные потребности и интересы как всего населения, так и отдельных слоев и групп, имеющих определенные демографические, профессиональные, этнические, социально-психологические и другие местные особенности. Целью муниципальной политики в сфере охраны здоровья должен являться рост уровня здоровья населения на основе модернизации системы здравоохранения, включающей обеспечение высоких стандартов качества и доступности медицинской помощи. Основными направлениями политики в сфере охраны здоровья муниципалитетов должны являться: санитарно-гигиеническое, противоэпидемическое, лечебно-профилактическое. Политика в сфере охраны здоровья должна быть направлена на решение муниципальных проблем, диктуемых местными особенностями заболеваемости населения, состоянием кадровой и материально технической базы здравоохранения. Местные органы власти должны также обеспечить эффективное включение мероприятий по охране здоровья в общую систему социальной политики, проводимой не только на местном, но и на региональном уровне. Вместе с тем, необходимо существенно усилить меры государственного регулирования и протекционизма в вопросах развития системы здравоохранения регионов Севера РФ, направленные на тотальное повышение качества и доступности услуг здравоохранения, значительный рост удовлетворенности населения качеством и доступностью таких услуг. Политика в сфере охраны здоровья на местном уровне должна включать не только меры по организации медицинской помощи, но и всю совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней, активной здоровой жизни. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz