Север и рынок. 2013, N 6.
персоналом - недостаточная, материально-техническая база медицинских учреждений - слабая, отсутствуют стимулы для привлечения медицинских кадров из других регионов. Во многих поселениях нет помещений для работы и проживания медицинских работников. Транспортная доступность специализированной и срочной медицинской помощи крайне низкая. Ситуацию усугубляет и федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений»: Учреждения здравоохранения (так же как и учреждения образования, культуры, науки, спорта) поделены на бюджетные, казенные и автономные, что дает им законодательное право оказывать платные услуги. То есть учреждения здравоохранения могут являться одновременно и бюджетными, и коммерческими. Несмотря на то что нововведение формально направлено на повышение эффективности государственных и муниципальных услуг, в реальности оно может спровоцировать преимущественно сокращение уровня их бюджетного финансирования и введение платы населения за все виды медицинских услуг. (До принятия Закона медицинские учреждения и так были вправе оказывать платные медицинские услуги, но лишь те, которые не включены в Территориальную программу государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бесплатной медицинской помощи). Таким образом, происходит искусственное снижение доступности медицинских услуг (в регионах Севера и без того крайне низкого уровня), принудительный по сути переход пациентов из бесплатного в платный сектор. Такая система не только противоречит действующей Конституции (согласно ст.41 «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»), но и может привести к двойной оплате любых медицинских услуг посредством налоговых отчислений и личных платежей граждан. В соответствии с законом учреждения здравоохранения будут получать финансирование в виде субсидии под выполнение госзаказа. То есть вводится исключительно подушевое финансирование учреждений бюджетной сферы. Для учреждений здравоохранения поселений, малых городов, ЗАТО это будет означать угрозу их закрытия. В такой ситуации они будут поставлены перед необходимостью коммерциализации, а зачастую будут вынуждены навязывать различные дополнительные услуги, мало связанные с основным профилем учреждений здравоохранения. Внедрение такой системы спровоцирует еще большее снижение уровня здоровья жителей, особенно небольших населенных пунктов северных регионов. Вполне вероятно в регионах Севера и Арктики РФ возникнут проблемы в связи с проводимой модернизацией здравоохранения. Рассмотрим это на примере Мурманской области. Здесь потенциал системы здравоохранения находится на довольно высоком уровне. Однако высоким он является лишь за счет значительной ресурсной обеспеченности здравоохранения в городах Мурманск, Кировск, тогда как в большинстве муниципалитетов региона потенциал системы здравоохранения низкий. Это свидетельствует о явно недостаточном уровне доступности медицинской помощи. По данным социологического опроса, проведенного в 2012 г. Сектором социологических исследований ИЭП КНЦ РАН, значительная доля жителей области (24.9%) отмечает недоступность здравоохранения. Существующие проблемы не позволяют в полной мере удовлетворять потребности жителей в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышении уровня здоровья. Произошло изменение структуры оказания медпомощи с перемещением большинства отделений и структур в три межмуниципальных центра специализированной медицинской помощи в г.Кандалакша (для жителей Терского и Кандалакшского районов), в городах Кировск, Апатиты и в г.Мончегорск (для жителей Ковдорского, Ловозерского районов и г.Оленегорск). Именно в эти центры были перемещены большинство отделений и структур, тогда как в остальных населенных пунктах теперь предоставляются в основном базовые виды медицинской помощи. В результате доступность специализированной медицинской помощи для жителей большинства населенных пунктов Мурманской области значительно ухудшилась. Это связано, во-первых, со значительным ухудшением транспортной доступности (так, например, расстояние между Ковдором и Мончегорском составляет 184 км). Во-вторых, с еще большим снижением уровня обеспеченности врачебными кадрами и больничными койками [2]. В результате реализация таких мероприятий крайне негативно отразилась на доступности медпомощи и своевременной диагностике заболеваний. Одно из главных прав граждан - возможность получения бесплатного гарантированного государством объема медицинских услуг всем жителям независимо от социального статуса и места проживания - на практике становится мало реализуемо. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz