Север и рынок. 2013, N 6.

регулирование в системе здравоохранения сводится, в основном, лишь к административным мерам по реорганизации органов управления и оптимизации системы оказания медицинской помощи. Такой подход характерен и для регионов Севера и Арктики РФ. Но медико-демографическая ситуация здесь обусловлена не только природно-климатическими условиями, но и теми специфическими особенностями, которые формируют общую социально-экономическую и экологическую сферы. Все арктические регионы географически, экономически и политически удалены от метрополий, соответственно все значимые решения, касающиеся этих территорий, принимаются в центрах, расположенных в более южных районах. Кроме того, большинство регионов зависимы от экспорта природных ресурсов и государственных субсидий [1]. Вместе с тем значимая роль Арктики для страны, специфические особенности этих территорий экстремальные природно-климатические условия, удаленность от центральных районов страны, моноотраслевая направленность экономики требуют особого внимания государства, постоянного учета специфики арктических территорий при выработке и осуществлении политики в сфере охраны здоровья населения. Сильная политика в сфере охраны здоровья должна опираться на реальные потребности и интересы как всего населения, так и отдельных слоев и групп, имеющих определенные демографические, профессиональные, этнические, социально-психологические и другие местные особенности. В отличие от России для зарубежного Севера характерно, что, даже несмотря на отсутствие единообразия в формировании и реализации политики в сфере охраны здоровья (политика в этой сфере осуществляется исходя из сложившейся системы государственного управления, структуры организации систем здравоохранения и пр.), есть общая тенденция усиления роли государства в этой сфере в северных регионах (эта тенденция характерна в том числе и для США). Основными принципами формирования и реализации политики в сфере охраны здоровья на зарубежном Севере являются справедливость и солидарность в вопросах здоровья и его охраны (или в случае США - стремление к их достижению). Основной целью политики является повышение уровня общественного здоровья на основе совершенствования системы здравоохранения, повышения эффективности межведомственной и межсекторной деятельности на национальном, региональном и местном уровнях. В зарубежных северных странах учитываются специфические особенности северных территорий и реализуются различные инициативы в сфере охраны здоровья, исходящие как со стороны властей разных уровней, так и со стороны местных сообществ, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи, улучшение здоровья населения северных муниципалитетов. Для Севера РФ такой подход не характерен. Специфические особенности северных территорий и реальный уровень потребности жителей муниципалитетов Севера не учитываются при формировании политики в сфере охраны здоровья. В результате в большинстве муниципалитетов Севера и Арктики РФ потенциал системы здравоохранения низкий. Исключение составляют лишь административные центры субъектов РФ - Анадырь, Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, а также города Норильск, Воркута, Лабытнанги и др., где присутствуют социально ответственные корпорации, градообразующие предприятия. Обеспеченность основными объектами социальной инфраструктуры, деятельность учреждений здравоохранения, образования, жилищно-коммунального комплекса, культуры и спорта соответствуют уровням, достигнутым в обжитых регионах РФ. К группе благополучных относятся и муниципальные образования Чукотского АО, где по большинству показателей обеспеченности объектами социальной сферы муниципальные образования занимают не только лидирующие позиции среди арктических территорий, но и первые места по РФ. Однако и здесь существуют проблемы развития отдельных объектов социальной инфраструктуры. Так, ни одно из амбулаторных учреждений Норильска не имеет медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащенности. В Воркуте обеспеченность врачебными кадрами составляет всего 39 на 10 тыс. чел. населения. В закрытых административно-территориальных образованиях арктической зоны - ЗАТО Североморск, Полярный, Островной, Заозерск, Снежногорск, Скалистый Мурманской области - проблемы социальной сферы обостряются, хотя уровень обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры там достаточно высок. Главным образом это следствие муниципальной реформы, обусловившей значительное сужение налоговой базы ЗАТО, а также "раздвоения" их статуса: с одной стороны, это территории, выполняющие задачи национальной безопасности и курируемые федеральной властью, а с другой - обычные городские округа с типовым набором вопросов местного значения. Однако в большинстве муниципалитетов проблема доступности качественной медицинской помощи стоит очень остро. Как правило, обеспеченность населения врачами, средним медицинским 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz