Север и рынок. 2013, N 6.

на рынке труда (в том числе низкая степень эффективности деятельности органов местного самоуправления в части регулирования системы оплаты труда лиц, работающих в муниципальных организациях и учреждениях), а также несовершенство системы районного регулирования оплаты труда. Таблица 4 Средняя начисленная заработная плата работников по видам выплат, фактически отработанное ими рабочее время по регионам Севера РФ и в среднем по России (октябрь 2011 г.) [5] Регион Удельный вес в общей сумме заработной платы, % тарифный заработок выплаты по районному регулированию другие выплаты В среднем по РФ 60.5 12.6 27.0 Регионы, территории которых полностью отнесены к Арктической зоне РФ Мурманская обл. 32.5 52.7 14.9 Ненецкий АО 28.3 56.1 15.6 Ямало-Ненецкий АО 27.0 54.6 18.4 Чукотский АО 22.5 54.2 23.3 Регионы, территории которых полностью отнесены к Северу РФ Республика Карелия 42.0 40.1 17.9 Республика Коми 33.1 44.5 22.4 Архангельская обл. 37.5 43.9 18.6 Ханты-Мансийский АО 29.2 48.8 22.0 Республика Тыва 44.9 43.6 11.5 Республика Саха (Якутия) 28.1 53.6 18.3 Камчатский край 30.5 60.3 9.2 Магаданская обл. 27.5 53.4 19.0 Сахалинская обл. 32.0 43.6 24.4 Отличительными особенностями рынков труда Севера РФ, особенно его арктических территорий, являются [9, 10] тяжелые условия труда (например, в Мурманской области доля занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, составляет более 40%, на тяжелых работах - около 20%), слабое представительство нематериальных сфер производства (значительная доля занятых сосредоточена в материальном производстве и ТЭК), дисбаланс рынков труда в территориальном, половозрастном и профессионально-квалификационном аспектах, а также слабо развитая внутрирегиональная миграция в силу климатических условий и транспортной доступности. На современном этапе Север России (особенно его арктическая зона) играет первостепенную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития России. На практике же возникают противоречия между значением Севера России и негативными процессами в социальном развитии северных и арктических территорий, обусловленных в первую очередь существованием безработицы, снижением эффективности системы районного регулирования оплаты труда и, в конечном счете, феноменом экономической бедности. Литература 1. Методология комплексного природохозяйственного районирования северных территорий и Российской Арктики / В.В.Васильев, В.С.Селин. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2013.260 с. 2. База данных оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Режим доступа: http://www.minregion.ru/activities/monitor/exec_evaluation/ 3. Оценка состояния экономики территориальных систем Севера РФ / В.С.Селин // Север и рынок: формирование экономического порядка. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2011. № 2(28). С.30-33. 4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 662 с. 5. Рынок труда, занятость и заработная плата. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz