Север и рынок. 2013, N 6.

оленьих пастбищ на Кольском полуострове этот рост незначителен - с 3.5 до 4.5% соответственно. Характерно также, что из общин, значившихся в списке занимающихся оленеводством в 2006 г., только одна (община «Шентэмбаль») сохранила свои позиции до настоящего времени. Новым с точки зрения формирования экономических стратегий для кольских саами является опыт реализации проектов в сфере этнического туризма (в настоящее время такая практика развивается в двух общинах). Таким образом, приходится констатировать, что ожидания саами в отношении родовых и соседско-территориальных общин, связанные с реализацией экономических интересов, в целом не оправдываются: примеры экономически удачных проектов в общинах единичны. Современная община кольских саами - это скорее социальный институт, прежде всего обеспечивающий сохранение культурных традиций и исторической памяти. Специалистами отмечается, например, важная роль общин в вопросах сохранения саамского языка. В настоящее время низкий уровень владения родным языком - одна из важнейших проблем саамского народа. Считается, что в настоящее время активных носителей языка насчитывается не более 350 человек (включая все три диалекта, сохранившихся до настоящего времени). Родовые общины, их внутренняя организация и деятельность позволяют воссоздать естественное языковое окружение и способствуют приобщению молодежи к использованию языка в повседневной практике [18]. В последнее время в Мурманской области наблюдается определенный рост внимания к родовым общинам коренных народов со стороны регионального правительства. С 2006 г. в Мурманской области реализовано несколько программ, направленных на поддержку коренных народов. На первоначальном этапе эти программы реализовывались главным образом за счет мероприятий социально-экономического развития территорий традиционного проживания кольских саами. Финансирование при этом направлялось в соответствующие муниципальные образования. Такой подход активно критиковался, в том числе и представителями коренного населения, так как финансовые средства расходовались главным образом не в интересах коренных жителей. С 2009 г. программы формируются по иному принципу. В настоящее время основным объектом поддержки и распределения финансовых средств в рамках указанных программ являются общины коренных народов. Подобный подход вряд ли можно считать идеальным, но однозначно более адекватным и адресным по сравнению с предыдущим. По данным ГОУ «Центр коренных народов Мурманской области», за период с 2009 по 2012 гг. субсидии на развитие получили 16 общин общим объемом 17 млн руб. Кроме того, общины являются главным получателем квот на льготный вылов рыбы, предусмотренный в регионе для КМНС [18, с.36]. Община сегодня - это еще и основная форма общественно-политического объединения КМНС на региональном уровне. В 2009 г. постановлением Правительства Мурманской области № 57-ПП был создан Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области, который является коллегиальным совещательным органом. Основной целью Совета является разработка и реализация комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов саами. В состав Совета входят: 1) представители саамских общин; 2) представитель правительства Мурманской области - член Правительства Мурманской области; 3) представитель Общественной палаты Мурманской области из числа коренных малочисленных народов Севера (по согласованию). Специалистами такой подход к формированию представительного органа критикуется так как общины не могут выражать интересы всего саамского сообщества [19, с.350], однако в регионе эта практика воспринимается в целом как прогрессивное нововведение. Несмотря на то что общины в Мурманской области практически не ведут экономической деятельности, именно они стали участниками процессов формирования механизмов взаимодействия коренного населения и хозяйствующих субъектов. Например, начиная с мая 2008 г. международная компания Shtokman Development инициировала цикл встреч с представителями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Мурманской области, для того чтобы разработать совместные проекты, которые будут способствовать сохранению их традиционного образа жизни и культуры. Участниками встреч со стороны КМНС стали общественные организации и родовые общины [20]. Таким образом, общины коренных малочисленных народов Севера на территории Мурманской области, несмотря на достаточно низкий уровень их экономического развития, играют важнейшую роль в процессах адаптации коренных сообществ к существующим социально­ экономическим условиям. Община, с одной стороны, является объектом государственного протекционизма в отношении коренных малочисленных народов, а с другой - субъектом 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz