Север и рынок. 2013, N 6.

Уровень вовлеченности коренных народов в процессы формирования условий для их устойчивого развития в значительной степени зависит от форм социальной организации данных народов. В мировой практике накоплен богатый опыт по организации сообществ коренных народов с целью сохранения их традиционного образа жизни и защиты интересов. Для Мурманской области, которая является одним из наиболее индустриально развитых и урбанизированных регионов Российского Севера, где коренные жители (саами) составляют лишь около 0.2% всего населения , наиболее оптимальной формой их самоорганизации оказалась, на наш взгляд, родовая община. Процессы создания и развития родовых и соседско-территориальных общин на территории Мурманской области начались практически сразу после принятия в 2000 г. федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». В российском законодательстве общины малочисленных народов определяются как «...формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры» [11]. Первая организация подобного типа «Родовая община - Кильдин» была официально зарегистрирована в марте 2002 г. По мнению самих представителей коренных малочисленных народов, община как форма объединения ближе всего к историческим традициям и законам природы, которые до настоящего времени имеют принципиальное значение в их жизни [12]. Вот как в 2003 г. объясняла причину объединения саами рода Яковлевых в общину ее создатель и руководитель Елена Яковлева: «...Сейчас мы хотим вновь заниматься тем, к чему стремятся наши души. А именно заниматься разведением оленей, охотой, рыбалкой, сбором дикоросов, производством изделий декоративно-прикладного творчества. Мы хотим быть в единстве с природой. Желаем, чтобы наши дети с маленького возраста постигали все особенности саамской жизни»[13, с.35]. Община рассматривается в первую очередь как возможность возродить традиционные виды хозяйственной деятельности и благодаря этому обеспечить самозанятость коренных малочисленных народов, социально-экономическое положение которых начиная с периода Перестройки характеризуется как крайне сложное. Несмотря на то что согласно существующему законодательству община коренных малочисленных народов является некоммерческой организацией, объединение в общины дает целый ряд преимуществ практического характера. Так, например, законодательно установлено, что органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органы местного самоуправления могут оказывать помощь общинам в виде предоставления налоговых льгот и преимуществ; целевого финансирования региональных и местных программ, направленных на поддержку общин; заключения с общинами договоров на выполнение работ и предоставление услуг; целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов; бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования и т.д. [11]. Коренное население Кольского полуострова проявило большой интерес к тем возможностям, которые, как представлялось, может дать община и активно включилось в процессы создания новых организаций. К концу 2003 г. в регионе существовало уже 6 родовых и соседско-территориальных объединений [14]. Очевидно, что в начале 2000-х гг. с развитием общин коренное население связывало большие надежды на будущее. В 2003 г. наиболее активными участниками процесса создания общин КМНС на территории Мурманской области был подготовлен важный документ - План экономического и социального развития общин кольских саами, который включал обширный список задач и направлений развития: экономическая деятельность, окружающая среда, культурные инициативы, формы сотрудничества с органами государственной власти всех уровней, образование, здоровье и социальная защита, информационные ресурсы и т.д. [14]. В частности, большое внимание в документе уделялось вопросам формирования региональной законодательной базы и повышению уровня компетенции коренного населения по вопросам правовой защиты, пропаганде здорового образа жизни и созданию условий для возрождения культурных традиций. Работа над этим документом позволила не только определить основные направления в развитии общин, выявить ключевые проблемы, но и показала необходимость объединения усилий всех коренных жителей и проведения конструктивного диалога с представителями государственной власти. *Рассчитано по данным Всероссийской переписи населения РФ 2010 г. [10]. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz