Север и рынок. 2013, N 6.

острейших социальных проблем является алкоголизация северных народов. В настоящее время число лиц, страдающих алкоголизмом из числа КМНС, в 20 раз выше, чем в советский период [3]. Около 65% представителей малочисленных народов Севера проживают в сельской местности, в том числе в удаленных районах с неразвитой экономикой и социальной инфраструктурой. В ряде национальных сел и поселков общины коренных народов являются единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими в том числе и социальные функции. По-прежнему во многих местах проживания коренных народов остаются закрытыми или неукомплектованными специалистами клубы, малокомплектные школы, библиотеки, медицинские учреждения. Около 17% представителей коренных народов не имеют даже начального образования, из них половина полностью безграмотны. Из 40 языков коренных народов Севера только 23 изучается в школах и дошкольных учреждениях, причем как дополнительный предмет, факультатив или кружок [3]. Меры государственной поддержки, принимаемые для улучшения положения коренных малочисленных народов Севера, остаются неэффективными. Это обусловлено рядом причин: законодательство РФ в отношении КМНС остается противоречивым и фрагментарным, ни одна федеральная целевая программа, направленная на поддержку коренных народов, не была реализована полностью, главным образом из-за отсутствия предусмотренного финансирования. До настоящего времени не решены принципиальные вопросы обеспечения коренным народам доступа к необходимым природным ресурсам и территориям. Напротив, традиционные угодья повсеместно отчуждаются в связи с промышленным и ресурсным освоением. Для изменения ситуации Министерством регионального развития РФ была разработана Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (утверждена Правительством РФ в феврале 2009 г.). Данный документ содержит современные представления о том, как должны строиться отношения государства и коренных сообществ. В качестве цели Концепции провозглашается «... создание в РФ условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей» [4]. В Концепции определены основные принципы устойчивого развития малочисленных народов Севера, в том числе обеспечение эффективного участия малочисленных народов Севера в достижении своего устойчивого развития и признание их права на приоритетный доступ к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности [4]. Задачи, обозначенные в Концепции, определяют основные направления, в которых необходимо двигаться в настоящее время всем вовлеченным участникам (в том числе органам государственной власти, органам местного самоуправления, институтам гражданского общества) для обеспечения коренным малочисленным народам Севера РФ условий для устойчивого развития [4]: • сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера; • развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера; • повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня; • создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня; • повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей; • содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера; • сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера. Однако за утверждением Концепции не последовало активных практических действий, направленных на решение сформулированных в ней задач. Это объясняется целым рядом причин, в том числе и низкой степенью проработанности вопросов устойчивого развития в практике российского управления в целом. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть принципиальные положения теории устойчивого развития как современной парадигмы цивилизационного развития, а также особенности ее применения в отношении коренных народов Севера. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz