Север и рынок. 2013, N 6.

осуществлении региональных и муниципальных программ социально-экономического развития их * учитывать . Взяв за основу устаревшие нормативные документы федерального уровня, разработчики стратегии делают заключение, что «реализация демографической политики на муниципальном уровне серьезно ограничена действующим законодательством...» и «результат демографической политики имеет достаточно замедленный эффект. Существует лаг во времени между началом осуществления мероприятий и результатом, иногда он составляет до 10 - 30 лет» (вставка 2) [8]. __________________________________________________________________________________ Вставка 2 Раздел 4. Приоритетные направления развития 4.1.1. Демографическая политика Реализация демографической политики на муниципальном уровне серьезно ограничена действующим законодательством и возможностями бюджета муниципального образования город Мурманск. Однако в условиях серьезных демографических проблем - роста естественной и миграционной убыли - демографическая политика должна быть направлена на сохранение сбалансированного развития города Мурманска. Результат демографической политики имеет достаточно замедленный эффект. Существует лаг во времени между началом осуществления мероприятий и результатом, иногда он составляет до 10-30 лет. На первом этапе реализации демографической политики в 2007-2010 гг. и в 2011-2013 гг. второго этапа формировалась правовая, организационная и финансовая база федерального и регионального уровня для наращивания дальнейших усилий по поддержанию и закреплению позитивных демографических тенденций. Некорректные выводы, сделанные в результате анализа демографической ситуации г.Мурманска по показателям (общим коэффициентам рождаемости, смертности, естественного прироста населения) привели разработчиков Стратегического плана к ошибкам при определении целевых индикаторов демографического развития на прогнозируемый период до 2020 г. (табл.1). Таблица 1 Основные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития г.Мурманска до 2020 г. в демографической сфере Отчет Прогноз 2016 г. 2020 г Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. И !- - опти- мисти­ ческий ш - - опти- мисти­ ческий Коэффициент рождаемости 10.66 10.77 10.88 10.97 11.03 11.08 11.12 11.13 11.26 11.27 Коэффициент смертности 12.11 11.64 11.37 11.30 11.25 11.18 11.10 11.08 10.74 10.72 Коэффициент естественного прироста -1.46 -0.87 -0.49 -0.33 -0.22 -0.10 0.02 0.05 0.52 0.55 Младенческая смертность на 1000 родившихся 5.8 8.8 8.7 8.6 8.5 8.4 8.3 8.2 8.0 7.9 Ожидаемая продолжительность жизни 65.0 65.0 65.2 65.2 65.4 65.7 65.3 65.9 66.8 69.0 Например Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., утвержденная Президентом РФ 13.06.2012; План мероприятий по реализации в 2012-2015 гг. (первый этап) Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., принятый распоряжением Правительства РФ от 21.08.2012 N 1502-р, и другие документы. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz