Север и рынок. 2013, N 6.
рождаемости; проблема высокого уровня смертности и, как результат, крайне низкой продолжительности жизни населения). Статистической базой для разработчиков муниципальных программ (и большей части региональных) при оценке демографической ситуации процессов воспроизводства населения в РФ являются количественные показатели, представленные общими коэффициентами рождаемости, смертности, естественного прироста населения, которые не могут характеризовать уровень процесса воспроизводства населения. Величина этих коэффициентов оказывается зависимой не только от уровня процесса, который они призваны отражать (интенсивность рождаемости, смертности), но и от особенностей структуры населения. Оценка демографической ситуации (процессов воспроизводства) населения в муниципальном образовании (регионе) на основе количественных показателей, представленных общими коэффициентами воспроизводства, не позволяет корректно оценить рассматриваемые процессы, выстроить четкие цели и наметить пути их достижения. В документах федерального уровня [3, 5] для оценки демографической ситуации процессов воспроизводства населения и прогноза демографического развития РФ используются целевые индикаторы: «суммарный коэффициент рождаемости», «младенческая смертность», «ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении», которые являются индикаторами устойчивости воспроизводства населения. В целях совершенствования демографической политики РФ Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. [6] перед исполнительными органами государственной власти всех уровней поставлены следующие цели: • обеспечить повышение к 2018 г. суммарного коэффициента рождаемости до 1.753; • обеспечить увеличение к 2018 г. ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет. Реализация этих целей - стратегическая основа и база для работы всей системы власти как федерального, так регионального и муниципального уровней. Этим же Указом Президент РФ постановил определить Правительству РФ перечень субъектов РФ, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств по ежемесячной денежной выплате (в размере прожиточного минимума для детей, определенного в субъекте РФ). Ежемесячная денежная выплата назначается в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. В перечень субъектов РФ [7], в которых суммарные коэффициенты рождаемости ниже среднероссийского уровня, включена и Мурманская область. Анализ разделов стратегий социально-экономического развития, принимаемых в регионах и муниципальных образованиях РФ, разделов «Демографическая ситуация», «Стратегические цели и задачи демографического развития», «Целевые индикаторы прогноза демографического развития», разрабатываемых в муниципальных стратегических или комплексных планах социально экономического развития показывает, что они по-прежнему носят декларативный характер и тем самым дискредитируют проводимую в РФ демографическую политику. Стратегический план социально-экономического развития города Мурманска до 2020 г. (далее - Стратегический план) [8] разработан в целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [5] и определения основных направлений социально-экономической политики муниципального образования город Мурманск на долгосрочную перспективу для достижения устойчивого развития города. Устойчивость развития демографических процессов воспроизводства населения, заявленная в Стратегическом плане, определяется прекращением депопуляции и ростом численности населения за счет естественного прироста. В разделе 1 «Анализ социально-экономического развития города Мурманска 1.1.1. Демографическая ситуация» Стратегического плана анализ демографической ситуации г. Мурманска выполнен за период 2000-2010 гг. на основе количественных показателей, представленных общими коэффициентами воспроизводства, которые не могут быть применимы для оценки устойчивости демографических процессов. В разделе «Демографическая ситуация» отсутствует информация о реализации с 2007 г. в стране, регионе, муниципальном образовании демографической политики; отсутствует оценка результатов реализации первого этапа (2007-2010 гг.) государственной и региональной демографической политики (вставка 1). 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz