Север и рынок. 2013, N 6.

EXPERT-ANALYTICAL AND INFORMATION BASIS FOR STRATEGIC MUNICIPAL PLANS AND PROGRAMS OF DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION (CASE STUDY OF THE MURMANSK REGION) V.P. Toichkina Senior Researcher G.P.Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract. It has been proved that evaluation of processes of population reproduction in strategic municipal plans on the basis of general reproduction coefficients leads to incorrect conclusions and as a consequence to errors when determining target indicators of demographic development. For modernization of the system of state statistical observation of demographic processes in the Russian Federation it was proposed to adopt the system of indicators determining sustainability of population reproduction processes corresponding to the modern information needs. Keywords: strategic plan, reproduction process, sustainability of demographic development, indicators, indices of mortality processes intensity Важную часть муниципальной демографической политики в РФ составляют программы или демографические разделы в стратегических (комплексных) планах социально-экономического развития по реализации «Плана мероприятий в 2011-2015 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий федерального масштаба, определяющих демографическое развитие в целом, предусматривает формирование системы государственного статистического наблюдения и мониторинга за демографическими процессами воспроизводства населения (рождаемости, смертности), соответствующей современным информационным потребностям. На основе четкой идентификации проблем в вопросах воспроизводства населения муниципального образования на последующих этапах демографического развития должна выстраиваться система целей, приоритетов и задач по их реализации. Экспертно-аналитическое исследование этих проблем в муниципальных образованиях и в регионах РФ целесообразно проводить по индикаторам воспроизводства населения, принятым для оценки устойчивости процессов воспроизводства населения: «коэффициенту старения населения», «суммарному коэффициенту рождаемости», «младенческой смертности», «условному коэффициенту депопуляции», «ожидаемой средней продолжительности жизни при рождении» [2] в сопоставлении: • с базовым уровнем первого этапа демографической политики РФ 2006 г., принятым для сравнений «Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г.» [3]; • демографическими показателями, достигнутыми в целом по региону за анализируемый период (рейтинговый анализ муниципальных образований в регионе); • предельно-критическими значениями индикаторов устойчивого демографического развития, принятыми в мировой практике; • демографическими показателями, которые были заявлены в программных документах федерального и регионального уровней на прогнозируемый период. Исследование тенденций развития процесса воспроизводства населения муниципальных образований с точки зрения демографической устойчивости по разработанной методике оценки демографической ситуации для межрегиональных и межмуниципальных сравнений на основе стандартизованных (элиминированных от влияния возрастной структуры) индикаторов воспроизводства населения [4] позволяет определить: • муниципальные образования, имеющие уровень достигнутых результатов индикаторов устойчивости демографического развития, соответствующий и улучшающий средний по региону, и обеспечивающие динамику позитивных изменений процессов воспроизводства населения в целом по региону; • муниципальные образования, имеющие уровень достигнутых результатов индикаторов устойчивости демографического развития, отстающий от среднего по региону, и сдерживающие демографическое развитие региона в целом; • рейтинг муниципальных образований, обеспечивающих развитие процессов воспроизводства населения региона; • рейтинг муниципальных образований, сдерживающих развитие процессов воспроизводства населения, по степени усиления проблем (проблема крайне низкого уровня 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz