Север и рынок. 2013, N 6.
На таких же принципах организована и работает программа «Вовлечение населения в деятельность, направленную на благоустройство территорий». За прошедшие 6 лет ее реализации все учреждения образования города Апатиты [16] так или иначе благоустроили свою территорию: спланированы ландшафты, высажены деревья, разбиты клумбы. В первый год реализации программы темой конкурса являлось проектирование ландшафтов территорий образовательных учреждений. Администрацией города была организована методическая поддержка разработки проектов ландшафтного планирования со стороны специалистов научно - исследовательских организаций (Полярный альпийский ботанический сад-институт и Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН). Это позволило выполнять работы по озеленению на высоком профессиональном уровне. Условия тематических конкурсов требовали привлечение родителей, организаций-шефов к реализации мероприятий по благоустройству. Благоустроенные территории учреждений образования являются хорошим примером для жителей города, подвигают их благоустраивать придомовые территории, а обученные в процессе вовлечения в деятельность по благоустройству территорий образовательных учреждений родители - жители города, оказывающие методическую поддержку при озеленении и благоустройстве своих дворов. На выполнение программы «Вовлечение населения в деятельность по благоустройству территорий» городским бюджетом выделялись средства от 10 до 90 тыс. руб. в год. Данная образовательная программа также поддержана мероприятием программы по охране окружающей среды по проведению конкурса «Лучший двор» с призовым фондом в 300 тыс. руб. За шесть лет реализации данных мероприятий силами педагогов, детей, их родителей и организаций-шефов учреждений образования в той или иной степени благоустроены прилегающие территории всех образовательных учреждений города, 50% городских дворов в той или иной степени благоустраиваются жителями соответствующих домов. Система управления процессом просвещения и развития участия и партнерства выглядит следующим образом: Совет депутатов города утверждает цели и задачи; администрация города планирует и организует деятельность, планирует бюджет, оказывает методическую поддержку; Управление образования администрации города разрабатывает программы мероприятий, вовлекает в реализацию мероприятий учреждения образования, оказывает им методическую поддержку, отчитывается перед администрацией. Опыт реализации муниципальной политики по повышению уровня информированности жителей города в вопросах охраны окружающей среды, экологическому воспитанию и образованию всех слоев населения, проводимый органами местного самоуправления города Апатиты, подтверждает выводы исследователей Р.Патнэма, Т.Ю.Сидоровой и Е.М.Ключниковой об экономической целесообразности и эффективности работы по просвещению населения и вовлечению его в добровольную деятельность. Возвращаясь к концепции устойчивого развития, считаем уместным вспомнить слова Карла Маркса о том, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Необходимо развивать сотрудничество с университетами и исследовательскими центрами, делегируя им право нести идею устойчивого развития в массы. Организационно такая модель может выглядеть следующим образом: между Управлением образования муниципального образования и научным центром заключается договор о сотрудничестве, в рамках которого организуется лекторий для педагогов школ и детских садов. Функция органов местного самоуправления при этом будет заключаться в формулировании совместно с учеными тем предлагаемых лекций. Темы должны корреспондировать с концепцией устойчивого развития, муниципальной политикой в сфере устойчивого развития и направлениями практической деятельности, запланированной в долгосрочных целевых программах муниципального образования. Таким образом, просветительская деятельность научных центров будет подкреплять политику устойчивого развития муниципальных образований. Местный бизнес представлен, как правило, наиболее активными жителями города, обладает определенными финансовыми и организационными ресурсами, поэтому потенциально может вносить большой вклад в устойчивое развитие муниципальных образований. Задача органов местного самоуправления - создать условия для раскрытия этого потенциала. Мы рекомендуем на первом этапе активно привлекать местный бизнес к работе в общественных советах по мониторингу исполнения основополагающих местных регуляторных нормативных правовых актов, которыми являются Правила благоустройства, Правила землепользования и застройки, Порядки обращения с отходами. Перечисленные муниципальные 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz