Север и рынок. 2013, N 6.
разделах программ должны планироваться просветительские мероприятия и мероприятия по вовлечению населения в деятельность по достижению программных целей. Данный подход был применен автором работы в рамках разработки и реализации природоохранной политики муниципального образования город Апатиты Мурманской области. Исходя из стратегической цели развития города Апатиты - устойчивое экологическое развитие и бережное отношение к природе [13] и стратегической цели в сфере обращения с отходами - повышение компетентности жителей города в сфере обращения с отходами [14], долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды города Апатиты» на периоды 2007-2008, 2009-2011, 2012-2014 годы планирует мероприятия в целях повышения уровня информированности жителей города в вопросах охраны окружающей среды, экологическое воспитание и образование всех слоев населения. Для этого решаются задачи по формированию компетентности населения в сфере обращения с отходами и вовлечению населения в деятельность, направленную на благоустройство придомовых территорий. Данные мероприятия планируются в разделе программы: экологическое просвещение, образование и информирование населения [15]. В течение всех периодов действия программы среди прочих планировались и реализовывались следующие мероприятия раздела: - программа «Формирование компетентности населения в сфере обращения с отходами»; - программа «Вовлечение населения в деятельность, направленную на благоустройство городских территорий». Мероприятия реализовывались через Управление образования города, что позволило охватить все муниципальные учреждения системы образования (детские сады, школы, профтехучилища). В ходе выполнения мероприятий упор делался на вовлечение родителей в программную деятельность. Таким образом, удавалось охватить значительную часть населения, в некоторые годы до 15 тыс. чел. (четверть населения города) [16]. Программа «Формирование компетентности населения в сфере обращения с отходами» ежегодно реализовывалась по определенному сценарию: весной проводился установочный семинар для учителей и воспитателей, на котором разъяснялось основное направление муниципальной политики в сфере обращения с отходами на текущий год. Например, селективный сбор отходов или порядок обращения с отходами. И, исходя из направления, планировалась деятельность на год: акции по сбору и отправке на переработку макулатуры и пластика, тематические творческие конкурсы, например «Чистый город глазами детей» или «Порядок обращения с отходами на территории города Апатиты глазами детей»; проектная деятельность. Что касается порядка обращения с отходами, то в рамках подготовки к конкурсу документ был прочитан работниками образовательных учреждений, разъяснен ими детям и родителям на родительских собраниях (условия конкурса). На конкурс могли быть выставлены плакаты, буклеты, проекты по информированию населения о положениях порядка обращения с отходами. Условия конкурсов формулировались исходя из стоящих перед просветительской программой задач: информирование как можно большего количества жителей города; воспитание у жителей города чувства ответственности и уважения к местным нормам по обращению с отходами. На выполнение программы «Повышение компетентности населения в сфере обращения с отходами» городским бюджетом выделялись средства от 10 до 90 тыс. руб. в год. Мероприятиями программы, включая распространение информации через средства массовой информации, удавалось охватить до 15 тыс. чел. Следует отметить, что корреляция между уровнем финансирования программы и количеством охваченного населения очень сильная. Социологическое исследование, организованное автором работы и проведенное студентами- социологами 5 курса КФ ПетрГУ в рамках преддипломной практики в 2010 г., показало готовность жителей города к селективному сбору отходов. Исследование проводилось методом фокус-групп (целевые группы) из представителей ТСЖ, лиц пожилого возраста, среднего возраста и молодежи. Выявлена 80% готовность жителей к сортировке домашних отходов, при этом наихудшие показатели продемонстрировала группа молодежи (от 16 до 25), среди них сортировать домашние отходы готовы не более 25%. Это объясняется тем, что данная категория уже не имеет опыта школьников Советского Союза по сбору макулатуры, но еще не попала под действие ДЦП по охране окружающей среды. По результатам исследования органам местного самоуправления дана рекомендация - усилить просветительскую работу среди студентов и в детских садах (через детей воздействовать на родителей). 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz