Север и рынок. 2013, N 6.
Анализируя опыт западных стран, Т.Ю. Сидорина сделала вывод о том, что сотрудничество с неправительственными организациями может привести к расширению социальных программ при сокращении издержек и нагрузок на органы местного самоуправления и местные бюджеты [7]. Вывод Т.Ю. Сидориной подтверждает семилетний опыт реализации программы «Местная Повестка 21» (1996-2003 гг.), координировавшейся общественной организацией «Гея», который также свидетельствует об экономической целесообразности организации сотрудничества различных секторов общества. Целью программы являлось развитие общественного экологического движения через поддержку инициатив местного населения. Поддержку получали проекты, удовлетворяющие критериям: практическая деятельность, связанная с охраной или восстановлением окружающей среды; измеримость результатов; реализация на практике методов межсекторного взаимодействия - поддержка и сотрудничество с администрациями районов, бизнесом, другими организациями и общественными объединениями; освещение результатов проекта в средствах массовой информации. Данные критерии позволяли при небольших финансовых вложениях многократно увеличивать значимость результатов, моделировать ситуацию «расходящихся кругов по воде», вовлекать в выполнение проектов новых участников и дополнительные средства [8]. Приведенный выше пример наглядно показывает, что «главная движущая сила изменений - люди, живущие в местных сообществах*. Именно в местных сообществах рождаются инициативы и начинаются усилия, приводящие к необходимым изменениям в региональных, национальных и глобальном социумах [9]. Таким образом, органы местного самоуправления должны быть крайне заинтересованы в развитии общественных организаций и организации добровольческого движения на своей территории. При высокой потенциальной роли МСУ в достижении устойчивого развития на местном уровне ее фактическая реализация в российских регионах в целом, включая входящих в БЕАР , ослаблена [10]. Повышению роли МСУ в достижении устойчивого развития препятствует тот факт, что в Российской Федерации до сих пор не разработаны методические рекомендации по развитию некоммерческого сектора и организации сотрудничества на местном уровне. В настоящее время предпринимаются попытки по поддержке деятельности НКО: на национальном уровне это рантовая программа, курируемая Общественной палатой; на региональном уровне в Мурманской области действует программа по поддержке социально значимых проектов общественных организаций; на локальном уровне ситуацию спасает крупный бизнес, организуя программы поддержки социальных проектов. К сожалению, при формулировании приоритетов грантовых программ, финансируемых за счет средств тех или иных компаний, органы местного самоуправления не могут иметь права решающего голоса. Приоритеты выбираются исходя из предпочтений менеджмента компаний или не выбираются вовсе, ограничиваясь определением «социально значимые». Критерии отбора заявок также часто не соответствуют задаче проведения эффективной политики [11]. Поэтому нам представляется важным сформулировать методические рекомендации по организации сотрудничества между добровольческим движением, бизнесом и органами местного самоуправления в целях устойчивого развития. При разработке таких рекомендаций необходимо понимать степень готовности населения к сотрудничеству и участию в добровольческом движении. В работе 2004 г. О Н.Фомин сделал вывод о том, что «у большинства населения РФ нет привычки и умения самоорганизовываться, действовать сообща и самостоятельно, поэтому на первый план выдвигаются вопросы организационной работы и просвещения населения, а это - прерогатива государства» [12]. На местном уровне данная обязанность ложится на органы местного самоуправления. Муниципальные образования имеют ограниченные ресурсы, поэтому целесообразно развитие широкого участия и партнерства организовать в контексте муниципальной политики развития. Не против, не вместо, но вместе достигать поставленных целей. Исходя из такого подхода каждая долгосрочная целевая программа должна содержать раздел, планирующий развитие общественного участия для достижения программных целей. Как было сказано, на первом этапе необходимо уделять внимание вопросам организационной работы и просвещения населения [12], поэтому в соответствующих Термин «местное сообщество» (local community) в научных исследованиях чаще всего применяется как понятие, описывающее определенное множество людей, проживающих на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения. МСУ - местное самоуправление. БЕАР - Баренцев Евро-Арктический регион. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz