Север и рынок. 2013, N 6.

К ВОПРОСУ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ РФ ЕМ.Ключникова зав. сектором международных связей Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Аннотация: Обосновывается необходимость и даются методические рекомендации по организации сотрудничества между добровольческим движением, бизнесом и органами местного самоуправления в целях устойчивого развития муниципальных образований в северных регионах РФ. Ключевые слова: устойчивое развитие, политика муниципального образования, органы местного самоуправления, общественное участие, экономическая эффективность общественного участия, северный регион TO THE QUESTION OF LOCAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE NORTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION E.M.Klyuchnikova Head of Division of International Relations Institute of North Industrial Ecology Problems of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences Abstract. The article substantiates the necessity and outlines approaches to organizing cooperation among local volunteer movement. local authorities and business communities for local sustainable development in the North. Keywords: sustainable development, municipal policy, local authorities, public participation, economic efficiency of the public participation, northern region Глобальной тенденцией настоящего времени является нарастание конкурентной борьбы за ресурсы, поэтому обеспечение присутствия Российской Федерации на Севере и в Арктической зоне является важнейшим условием национальной безопасности страны [1]. В сохранении и привлечении квалифицированного населения на территории с суровым и неблагоприятным климатом важную роль играет высокое качество жизни в северных муниципальных образованиях. Поэтому органы местного самоуправления должны проводить целенаправленную политику, для которой необходим специально разработанный набор инструментов. В мировой практике инструменты муниципальной политики повышения качества жизни, как правило, разрабатываются в рамках концепции устойчивого развития. В итоговом документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г.Рио-де- Жанейро, июнь 1992 г.) «Повестка 21» констатирует, что одной из основополагающих предпосылок для достижения устойчивого развития на местном уровне является обеспечение участия широких слоев населения в процессе принятия решений. Более того, в контексте «окружающей среды и развития» возникает необходимость в новых формах участия [2]. Программа ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) в качестве одного из инструментов политики устойчивого развития на местном уровне называет сотрудничество органов местного самоуправления с местным бизнесом и неправительственными организациями для создания условий по внедрению более строгих требований и организации поддержки природоохранных инициатив [3]. Согласно российскому законодательству местное самоуправление - это решение вопросов местного значения исходя из интересов населения [4]. Следовательно, политика развития муниципального образования может носить только консенсусный характер и обеспечение широкого партнерства и участия при разработке и реализации такой политики является одним из главных направлений развития местного сообщества. Роберт Патнэм еще в начале 1990-х гг. прошлого века в своей работе «Чтобы демократия работала: гражданские традиции в современной Италии» определил, что хорошо и добровольно организованная жизнь общества является причиной экономического роста. Вовлеченность в общественную жизнь повышает уровень доверия между членами сообщества. Поддержка добровольческого движения со стороны государства создает дружественное к государству общество [5]. Согласно данным норвежских исследователей, в 1998 г. в добровольческую деятельность было вовлечено 54% населения Норвегии, добровольно сделанная работа за этот год была оценена в 40 млрд норвежских крон (16 тыс. крон в год на одного добровольца) [6]. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz