Север и рынок. 2013, N 6.
Основным фактором, сильно снижающим социальную устойчивость поселения, является чрезвычайно низкая степень удовлетворения базисных потребностей людей (табл.3). Составляющую (2) «Уровень развития человеческого/индивидуального потенциала» мы сочли возможным оценить позитивно. Составляющая (3) «Уровень потенциала муниципального образования» оценена негативно. Однако отметим, что в ней есть аспекты, оцениваемые позитивно и являющиеся значимыми факторами повышения социальной устойчивости поселения в будущем. Это в первую очередь 3.1. «Поддержка и содействие экономическому развитию», где задействованы многие из возможных механизмов при ведущей роли региональных органов власти (План решения основных социально-экономических проблем сельского поселения, специальные программы развития социального и экономического потенциалов муниципалитета на основе международного сотрудничества и др.). В целом, по нашему мнению, социальная устойчивость данного поселения не обеспечивается. Одна из основных причин сложной ситуации в поселке, как и во многих других муниципальных образованиях Российской Арктики, - политика федерального уровня, несправедливый по отношению к местным сообществам механизм распределения доходов от освоения арктических ресурсов. Сложившаяся система работает главным образом в пользу федерального уровня и промышленных корпораций. Это создает искусственную дотационность многих арктических регионов и муниципалитетов. Нужны изменения налоговых и неналоговых механизмов распределения доходов, совершенствование межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами, направленное на увеличение объема средств, остающихся на региональном и местном уровне. В Российской Арктике не обойтись без государственного протекционизма, особенно в социальной сфере, где чрезвычайно много проблем. Таким образом, в Териберке, как и во многих других муниципальных образованиях Арктической зоны РФ, особенно малых, следует обратить внимание прежде всего на обеспечение «жесткой» социальной устойчивости. Нужны четкие и финансово обеспеченные стратегии местного развития, включающие новые направления экономической деятельности, стратегии борьбы с бедностью, обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения, обеспечения доступности и качества услуг социальной сферы по месту проживания людей (прежде всего жилья и медицинских услуг). Безусловно, стратегии обеспечения «жесткой» социальной устойчивости должны дополняться развитием ее «мягких» аспектов. Необходимы меры демографического развития, повышения вовлеченности жителей в партнерство «власть - бизнес - гражданское общество», развития местной идентичности и социального капитала, на основе реализации которых возможно сохранение и обеспечение устойчивого развития муниципалитетов Российской Арктики в долгосрочной перспективе. Литература 1. Towards sustainable choices. A nationally and globally sustainable Finland. The national strategy for sustainable development. Prime Minister’s Office Publications 7/2006. Режим доступа: http://www.ymparisto.fi/download.asp?contentid=57597&lan=en 2. Colantonio A. Social sustainability: a review and critique of traditional versus emerging themes and assessment methods. Oxford Brookes University. UK. 2009. In: M.Horner, A.Price, J.Bebbington and R.Emmanuel, (eds.) SUE-Mot Conference 2009: Second International Conference on Whole Life Urban Sustainability and its Assessment: conference proceedings. Loughborough University, Loughborough. Р.865-885. Режим доступа : http://eprints.lse.ac.uk/35867/ 3. Sachs I. Social sustainability and whole development: Exploring the dimensions of sustainable development. Chapter 2 // Sustainability and the social sciences: A cross-disciplinary approach to integrating environmental considerations into theoretical reorientation. London: Zed Books, 1999. 4. Edwards A. The sustainability revolution: Portrait of a paradigm shift. Gabriola Island, B.C.: New Society Publishers, 2005. 206 p. 5. Gates R., Lee M. Report to Vancouver City Council. Definition of social sustainability. Policy report. Vancouver. May 10, 2005. Режим доступа : http://vancouver.ca/ctyclerk/cclerk/20050524/documents/p1.pdf 6. Проблемы реализации муниципальной социальной политики на Российском Севере и в Арктике / Л.А.Рябова // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 3 (31). С.118-125. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz