Север и рынок. 2013, N 5.

Применение механизмов муниципально-частного партнерства дает возможность для осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, повышения эффективности проектов за счет участия в них частного бизнеса, а также позволяет снизить нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств. Основой успешного муниципально-частного партнерства является нормативно-правовая база муниципалитета, где определены основные принципы и формы имущественного и финансового участия городского округа в муниципально-частном партнерстве, формы муниципальной поддержки развития муниципально-частного партнерства в городском округе, а также условия участия и гарантии, предоставляемые инвесторам. Отсутствие комплексного нормативно-правового документа, способного интегрировать инструменты муниципально-частного партнерства, значительно усложняет процесс создания и управления проектами подобного плана, что в свою очередь затрудняет экономическое и социальное развитие муниципальных образований. В настоящее время все большее количество муниципальных образований в России принимают положения о муниципально-частном партнерстве. Уже относительно давно используют данный механизм взаимодействия, подкрепленный законодательно на местном уровне, такие крупные города: Санкт-Петербург, Москва, Уфа, Казань, Махачкала, Набережные Челны (2008 г.), Чита, Иркутск (2010 г.), Ставрополь (2013 г.) и другие. В малых и средних городах также начинает развиваться механизм частно-муниципального партнерства, где приняты соответствующие положения: Улан-Удэ (2007 г.) г.Черемхово Иркутской области (2009 г.), Вичуга Ивановской области (2010 г.) и другие. В исследуемых 23 городских округах положения о муниципально-частном партнерстве приняты только в 4: Инта, Усинск, Воркута (Республика Коми) в 2011 г. и Мегион (Ханты- Мансийский АО) в 2012 г. Причем в Республике Коми данные положения приняты все в одно время, носят формальный характер, являются абсолютно однотипными и не отражают специфики развития конкретного городского округа. Еще одним условием развития частно-муниципального партнерства является создание условий для привлечения предприятий, ориентированных на местную экономику, развитие и поддержку предпринимательской деятельности. Основные формы поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования определяются нормативно-правовыми документами регионального и местного значения. К ним относятся: льготное налогообложение, упрощенная система налогообложения, освобождение от уплаты налогов на имущество, предоставление субсидий, отсрочка по уплате или сокращение арендной платы за использование земельных участков, муниципальной и государственной собственности, возвращение затрат арендатора на проведение капитального ремонта арендуемого имущества и другие. Наиболее острыми проблемами осуществления муниципально-частного партнерства является неразвитость нормативно-правовой базы на муниципальном уровне, неспособность муниципальных образований, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, подготовить и «упаковать» проекты для инвесторов; отсутствие квалифицированных частных компаний, владеющих инструментами муниципально-частного партнерства и вкладывающих средства в инфраструктурные проекты [6]; недостаток и неполнота информации о имеющихся инвестиционных площадках на территории муниципального образования; отсутствие необходимых знаний и соответствующего опыта; плохая информированность о преимуществах данной формы взаимодействия бизнеса и местной власти; недостаточная заинтересованность и слабые стимулы у администраций муниципальных образований к активизации деятельности по привлечению инвестиций и развитию предпринимательского сектора как важнейших условий территориального развития в современных условиях [7]. Подводя итог, можно говорить о том, что основные направления развития муниципальных образований определяются федеральными и региональными стратегическими целями и программами, которые задают необходимые ориентиры для реализации инвестиционных проектов на местном уровне. Актуальным направлением реализации инвестиционных планов является привлечение частных инвесторов на территорию муниципальных образований и развитие частно-муниципального партнерства, что позволяет снизить нагрузку на местный бюджет и реализовать социально значимые проекты для развития территории в целом. Для этого необходима комплексная разработка стратегических документов, включая инвестиционный план развития муниципалитета, развитие нормативно-правовой базы на муниципальном уровне с указанием преимуществ и способов поддержки предприятий и потенциальных инвесторов, регулярный сбор, предоставление и 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz