Север и рынок. 2013, N 5.
развития; в Апатитах, помимо стратегии развития, принято постановление Администрации города о начале разработки комплексного инвестиционного плана в срок до 1 августа 2013 г. В связи с тем, что повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования является одним из важнейших направлений социально-экономического развития территории, органы местного самоуправления располагают реальными возможностями существенно влиять на инвестиционный климат территории. Важным направлением инвестиционной политики муниципалитета является маркетинг территории, то есть улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов. Первым шагом маркетинга территории является создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Как показывает практика, наиболее эффективный инструмент в данном случае - инвестиционный паспорт муниципального образования, представляющий собой комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на потенциальных инвесторов. В инвестиционном паспорте муниципального образования отражаются общие сведения о муниципальном образовании; параметры социально-экономического развития муниципалитета (уровень жизни, экономика, местный бюджет, рынок труда, качество городской среды); перспективы развития муниципалитета; прогнозные характеристики; концепция развития муниципалитета; инвестиционная инфраструктура (транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, рынок недвижимости, производственная, инженерная, научно-образовательная, социальная, гостиничная инфраструктура); нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс; процедуры организации бизнеса; предложения по инвестиционным проектам; контактная информация. Целью разработки инвестиционного паспорта является заявка для участия муниципалитета в инвестиционной деятельности, а также информационная поддержка местных предприятий, имеющих инвестиционные проекты. Составление инвестиционного паспорта муниципального образования строиться на регулярной основе с целью обновления представляемой информации. Для этого необходимы: организация периодического сбора достоверной статистической информации о состоянии экономики муниципального образования; определение инвестиционной политики на среднесрочную перспективу; определение потенциально возможных областей и объектов для инвестирования; проведение SWOT-анализа выбранных областей и субъектов; оценка возможных затрат и ожидаемых результатов, а также способы участия администрации /3/. В исследуемых городах инвестиционные паспорта муниципальных образований разработаны и находятся в открытом доступе на официальных сайтах правительств субъектов РФ и городских администраций в 9 городских округах: Апатитах, Мончегорске, Кировске, Костомукше, Губкинском, Урай, Воркуте, Нягань и Корсакове. В двух городах инвестиционные паспорта находятся в стадии разработки (Коряжма и Мегион). В остальных 14 городских округах инвестиционные паспорта либо не разработаны, либо нет доступной информации об их разработке. Из них 4 города имеют паспорта инвестиционных площадок (Радужный, Инта, Ухта, Усинск). Основными механизмами реализации инвестиционных проектов на муниципальном уровне являются федеральные, региональные и муниципальные программы. Еще одним эффективным механизмом реализации инвестиционных проектов, помимо бюджетов различных уровней, является развитие частно-муниципального партнерства, предполагающего объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частного сектора (частных предпринимателей, компаний, предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территории, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной зашиты и т.д.) [4, с.22]. В зарубежной практике привлечение бизнеса в развитие муниципалитетов имеет очень широкий спектр и используется практически во всех социально значимых областях. В Российской Федерации наибольшее число подобного рода проектов реализуется в сфере ЖКХ, инженерной и транспортной инфраструктуре. Типичными примерами реализуемых проектов частно муниципального партнерства являются: передача муниципального жилищного фонда на обслуживание коммерческой фирме; создание управляющих компаний в сфере управления и обслуживания жилищного фонда; обеспечение жилого сектора теплом и горячей водой; сотрудничество в области образования; строительство автодорог; организация пассажирских перевозок; строительство гостиниц; программа «Жилье - молодым»; реконструкция городских территорий [5]. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz