Север и рынок. 2013, N 5.

уровней, моногородам необходимо сформировать системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований. Согласно Рекомендациям* Минрегионразвития система документов стратегического планирования развития моногородов в качестве основного элемента должна включать документ долгосрочного планирования социально-экономического развития (стратегический план), разрабатываемый на срок от 10 до 20 лет. При этом для моногородов принципиально важной является увязка стратегии долгосрочного развития с утвержденным или разрабатываемым комплексным инвестиционным планом модернизации моногорода (КИП). Эта взаимосвязь обусловлена тем, что КИП фактически является механизмом реализации стратегии развития и служит планом мероприятий на среднесрочную перспективу по достижению стратегических приоритетов, обеспечивает реализацию приоритетных отраслевых направлений развития и инвестиционных проектов. Таким образом, должна быть сформирована система документов "стратегия моногорода - КИП". Несмотря на то, что рекомендации не носят нормативно-правового характера и не являются обязательными для исполнения, а разработаны в целях дополнительного методологического содействия и имеют разъяснительный характер, наличие КИП, по сути, является обязательным условием для участия в реализации пилотных инвестиционных проектов и программ развития государством. К проблеме моногородов власти обратились в 2009 г. в период экономического кризиса, после чего президент РФ, тогда еще Д.А. Медведев, в послании Федеральному собранию подчеркнул приоритетность направления работы Правительства в вопросах развития моногородов. В рамках реализации государственной программы поддержки моногородов государство выделило 27 млрд руб. на диверсификацию экономик. В дальнейшем предполагается, что решающая роль по диверсификации ляжет на региональные и муниципальные органы власти. В Программе до 2015 г. согласованы 50 ключевых инвестиционных проектов в моногородах, на реализацию которых в 2011 г. было предусмотрено более 100 млрд руб. Основным критерием участия в данной программе и получения федеральных средств является наличие реалистичного и обоснованного инвестиционного плана долгосрочного развития территории /2/. На основе разработанных комплексных инвестиционных планов моногородов производится их отбор для последующей выработки предложений по реализации инвестиционных проектов моногородов и снижению инфраструктурных ограничений для их реализации**. Так, Северодвинску Архангельской области в 2010 году были перечислены 274 млн руб. на ремонт автотрассы и еще 40 млн в рамках программы Фонда содействия реформированию ЖКХ. В 2011 г. сумма государственной помощи Северодвинску составила порядка миллиарда рублей. Таким образом, все моногорода обязаны разработать и принять комплексный план инвестиционного развития на долгосрочную перспективу как основной механизм реализации стратегического развития. В рассматриваемых городах, которые отнесены к монопрофильным, комплексные инвестиционные планы как отдельные стратегические документы на данный момент приняты в Коряжме, Новодвинске (Архангельская область), Кировске, Мончегорске (Мурманская область), Губкинском (Ямало-Ненецкий ОА), Инте (Республика Коми). В Костомукше (Республика Карелия), Воркуте (Республика Коми), Мегионе, Нягань, Лангепасе, Урай и Радужном (Ханты- Мансийского АО) не имеется КИП как отдельного стратегического документа, а инвестиционное развитие рассмотрено в рамках стратегий и комплексных планов социально-экономического развития муниципалитетов. В остальных рассматриваемых городских округах, не отнесенных к моногородам, не имеют стратегических документов и только приступают к разработке стратегий развития Холмск, Корсаков (Сахалинская область), Пыть-Ях и Лабытнанги (разработана, но еще не принята); Охинский, Котлас, Усинск, Муравленко, Ухта имеют стратегии развития и как подразделы программы инвестиционного * «Рекомендации по формированию системы документов стратегического планирования развития монопрофильных муниципальных образований». Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 35898-ЮО/18. ** «Об утверждении критериев отбора комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов для последующей выработки предложений по реализации инвестиционных проектов моногородов и снижению инфраструктурных ограничений для их реализации в 2012 году». Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 465. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz