Север и рынок. 2013, N 5.

государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Реализация практически всех крупных инвестиционных проектов в Уральском федеральном округе предполагается за счет частных инвесторов. Стратегическими приоритетами развития Сибири*, куда входит Республика Тыва, в Арктическом поясе являются интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного морского пути, сохранение природной среды, сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, повышение качества их жизни. В Северном поясе акцент делается на реализации проектов в энергетическом секторе, строительстве северо-российского транспортного коридора, добыче и первичной переработке природных ресурсов (нефть, газ, лес, черные, цветные, благородные и редкоземельные металлы), строительстве трубопроводов и транспортной инфраструктуры, строительстве и реконструкции перерабатывающих производств (нефте-, газо- и углехимия, гелиевая промышленность, переработка древесины). В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах большинство крупнейших инвестиционных проектов предполагается осуществлять за счет частных инвесторов и государственных программ. Достижению целей и приоритетов Стратегии будет способствовать, прежде всего, реализация проектов зон опережающего развития: городских агломераций, территориально-производственных и туристско-рекреационных комплексов и обеспечивающей их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Стратегической целью развития Дальнего Востока**, куда входят Республика Саха (Якутия), Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край и Чукотский АО, является модернизация транспортной инфраструктуры, развитие электроэнергетики и экономической специализации регионов. В отличие от других федеральных округов Севера, помимо взаимодействия государства, бизнеса и общества, на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов на первоначальном этапе предусматривается обязательное и значительное участие государства в решении социальных проблем и устранении инфраструктурных ограничений экономического роста. Это связано с тем, что данные регионы на современном этапе развития являются малопривлекательными для частного бизнеса в связи с неразвитостью транспортной инфраструктуры, малой доступностью и удаленностью от федеральных центров, а также низкой плотностью населения и низким качеством жизни. Механизмами реализации всех вышеперечисленных стратегий являются федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории. Еще одним механизмом реализации стратегий является реализация крупнейших инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Российской венчурной компании. Для реализации федеральных программ развития северных территорий необходимым условием является формирование системы документов стратегического планирования: федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, документов территориального планирования всех уровней, а также стратегических программ крупных компаний. Основным условием успешной реализации всех стратегий федеральных округов называется комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов. Согласно Концепции развития РФ до 2020 г., для достижения поставленных стратегических целей развития, успешной модернизации экономики и социальной сферы необходимо выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики. Для этого * Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р. ** Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz