Север и рынок. 2013, N 5.
Основные принципы регионального развития изложены в Концепции д олгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. В связи с тем, что северные регионы имеют важнейшее значение для страны в целом и занимают около 70% всей территории Российской Федерации, в статье рассмотрены 13 субъектов РФ полностью отнесенных и приравненных к районам Крайнего Севера: Республики Коми, Карелия, Саха (Якутия) и Тыва, Камчатский край, Архангельская, Мурманская, Магаданская и Сахалинская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округи, а также городские округа, расположенные в данных регионах с численностью населения от 20 до 100 тыс. чел. Инвестиционные направления развития субъектов РФ на федеральном уровне определяются стратегиями социально-экономического развития того или иного федерального округа на период до 2020 г. Так, главной целью Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года*, к которому относятся Республики Коми и Карелия, Архангельская и Мурманская области, а также Ненецкий АО, является формирование на инновационной основе экономики строительной отрасли, обладающей потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса. Акцент сделан на инвестиционно-строительный комплекс, который относится к числу ключевых элементов хозяйства и во многом определяет решение социальных и экономических задач развития округа и входящих в его состав субъектов РФ. Реализация стратегических задач развития округа основана на широкомасштабном повышении инвестиционной активности, росте объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкции и техническом перевооружении существующих основных фондов, опережающем развитии производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы. Непременным условием является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов. Согласно стратегии объемы капитального строительства в округе будут увеличиваться опережающими темпами в сравнении с ростом валового регионального продукта. Среднегодовой темп роста объемов работ по виду деятельности "строительство" составит до 2020 г. 109%, при этом опережающее развитие комплекса будет осуществляться в Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях. Приоритетами строительства в социальной сфере являются: 1. Ориентация на реализацию федеральных и региональных программ и инвестиций в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест. 2. Удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности. 3. Повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и спорта, образования и бытового обслуживания. Приоритетами капитального строительства в производственной сфере названы: 1. Создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса на основе инновационных технологий. 2. Реконструкция и техническое перевооружение промышленных узлов предприятий, зданий, сооружений и инженерных сетей. Главные перспективы развития экономики севера Уральского федерального округа, в который входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа**, связаны с топливно энергетическим комплексом, развитием электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии. При этом инвестиционные проекты и мероприятия, отраженные в стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета, а должны быть ориентиром для реализуемых на территории Уральского федерального округа *Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р. Стратегия социально-экономического развития Уральского Федерального округа на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1757-р. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz