Север и рынок. 2013, N 5.

Первый предполагает разграничение трех различных видов обязательств, которые учитываются при распределении расходов между различными уровнями власти: • определение объема и качества предоставляемых государственных услуг, выработка стандартов и контроль их соблюдения; • финансирование требуемого объема государственных услуг; • предоставление конкретных услуг, организация самого процесса оказания услуг, доведение определенной государственной услуги до индивида. Второй - принципы, которые должны лежать в основе разделения ответственности за непосредственную организацию предоставления тех или иных бюджетных услуг: • принцип территориального соответствия - предоставление бюджетных услуг закрепляется за тем уровнем власти, территория которого охватывает всех потребителей данных услуг; • эффект масштаба - предоставление бюджетных услуг закрепляется за тем уровнем власти, который может обеспечить эффективное производство этих услуг; • принцип субсидиарности - если предыдущие два принципа выполняются для нескольких уровней власти, предоставление бюджетных услуг закрепляется за тем уровнем власти, который максимально приближен к потребителям бюджетных услуг. Институт налоговых полномочий. Формирование доходной базы бюджетной системы в целом и каждого из ее уровней является результатом распределения налоговых полномочии*. При разграничении налоговых полномочий необходимо учитывать следующие критерии: • степень мобильности облагаемой базы по тому или иному налогу. Принято считать, что чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной власти она может облагаться, и наоборот. Традиционно считается, что достаточно высокой степенью мобильности и активности обладают труд и капитал, а самой низкой - имущество в виде недвижимости и природные ресурсы. Поэтому более целесообразно закрепление таких объектов налогообложения, как доходы юридических и физических лиц за общенациональным уровнем, а имущество и природные ресурсы - за субнациональным; • существенную роль при решении вопроса о распределении налоговых полномочий играет степень равномерности распределения налоговой базы по территории государства. Чем неравномернее распределена налоговая база, тем на более высоком уровне государственной власти должно осуществляться его налогообложение, так как это не приведет к усилению дифференциации субнациональных бюджетов; • в процессе распределения налоговых полномочий важное значение имеет фактор экономической эффективности. Имеется в виду повышение эффективности вследствие масштаба мероприятий или, наоборот, экономия на приближении уровня обложения к объекту обложения. При прочих равных условиях, чем масштабнее налоговая база, тем на более высоком уровне государственной власти она должна облагаться и наоборот. Так, например, налог на имущество физических лиц целесообразно определять на самом низком уровне, поэтому данный налог в России внесен в перечень местных; • макроэкономическое регулирование, которое также вносит свой вклад в вопрос разграничения налоговых полномочий. Для такого регулирования необходимо закрепление за федеральным уровнем основных налогов, через которые таковое может осуществляться. В первую очередь это касается всех категорий подоходных налогов. Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы. Основными элементами структуры налоговой системы, являются налоговое администрирование и формальные правила, изложенные в налоговом законодательстве. Рассмотрим более подробно каждый элемент данной структуры, представленной на рисунке. ■' Налоговое _|_ / Налоговое ^ кадминистрирование / V законодательство/ ^ ^ ѵ ^ Структура налоговой системы Под налоговыми полномочиями следует понимать законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить, получать и администрировать налоги. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz