Север и рынок. 2013, N 5.
Характер современной бюджетно-налоговой системы Действующая бюджетно-налоговая система может быть описана в терминах структурной разбалансировки: бюджеты субъектов РФ перегружены расходными обязательствами не имея достаточных финансовых источников покрытия этой ответственности, а механизм финансовой помощи эту ситуацию не сглаживает [1]. Поэтому и задачи реформирования межбюджетных отношений должны формулироваться по трем направлениям: расходные обязательства, доходные полномочия и налоговая система, межбюджетные трансферты. Расходные обязательства. Анализ бюджетной системы показывает практически равное участие центра и регионов в формировании расходной части консолидированного бюджета страны, и эта пропорция стабильна во времени (табл.1). Таблица 1 Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов федерации в консолидированном бюджете РФ, %* 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 50,8 52,5 55,8 50,2 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 52,0 52,7 55,0 49,3 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 50,0 50,8 43,1 43,7 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 44,5 45,2 39,3 39,6 *Росстат. Режим доступа : www.gks.ru [ 2]; расчеты автора. Качественная оценка, исходящая из предположения, что предоставление права расходования средств не всегда предполагает права распоряжения, говорит о снижении количества функций, возложенных на федеральный уровень, в цепочке «нормативно-правовое регулирование - обеспечение финансовыми средствами - исполнение государственных функций». Для региональных и местных властей ситуация противоположна: они мало участвуют в нормативно-правовом регулировании, но на стадиях финансового обеспечения и исполнения их роль соразмерна нормативно-правовой ответственности. Яркий пример - социальная сфера ответственности - основная часть социальных обязательств (образование, здравоохранение, социальная политика) возложена на субфедеральные бюджеты, в совокупных расходах которых они занимают половину, при этом нормативно-правовое регулирование социальных вопросов и установление стандартов в этой сфере государственной ответственности является прерогативой центра федерации. Нынешний курс на децентрализацию полномочий и усиление роли субфедерального звена требует не частичных корректировок, а реализации принципиально новых походов к бюджетно налоговой системе. В настоящее время решение поставленной задачи сводится к формальному балансированию стоимости передаваемых полномочий и возможных дополнительных источников пополнения средств субфедеральных бюджетов. Последние опубликованные данные показывают, что стоимость передаваемых расходных обязательств оценивается примерно в 150 млрд руб. (около 5% общей суммы расходов субфедеральных бюджетов) [2]. Однако на фоне значительной несбалансированности региональных финансов даже такое скромное приращение их ответственности означает существенную бюджетную проблему. Налоговая система. Недостаток финансовых ресурсов у субфедеральных бюджетов провоцируется неэффективной налоговой системой. Нерешенные вопросы российской системы налогообложения определяются тремя ключевыми проблемами. 1. Снижение фискальной эффективности НДС. По мнению И.А.Майбурова , это самый коррупционный и противоречивый налог России. Необходимость реформирования НДС обсуждается давно, но кардинальных изменений пока не последовало. В рамках Стратегии 2020 для повышения фискальной эффективности НДС предлагается перейти к единой повышенной ставке НДС на уровне 20% и существенно сократить перечень освобождений, приблизив этот перечень к стандартным *Режим доступа : www.uiec.ru/news 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz