Север и рынок. 2013, N 5.

В связи с этим необходимо усилить акцент на полной реализации принципа «жестких бюджетных ограничений», обеспечить распределение дотаций по формализованной методике, опираясь на социально-экономические нормы и нормативы, учитывая региональные особенности субъектов Федерации и используя при этом дифференцированный подход в целях бюджетного регулирования. Важным вопросом становится повышение ответственности органов власти и управления субфедерального уровня за финансирование принимаемых ими решений в условиях роста делегированных полномочий. Рост доли расходов, связанный с исполнением делегированных полномочий, объем которых оценивается свыше 50% собственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, и сокращение доли расходов, необходимых для выполнения бюджетных обязательств перед населением, влечет изменение ответственности со стороны властей субъектов Федерации (и органов местного самоуправления) - сокращается ответственность перед населением и возрастает ответственность перед федеральными органами. Наиболее обострилась эта проблема на муниципальном уровне. Практика исполнения делегированных полномочий выделяет следующие негативные факты: объем передаваемых полномочий оценивается как избыточный; отдельные передаваемые полномочия не соответствуют функциям муниципалитетов, имеют опосредованное отношение к обеспечению жизнедеятельности населения; права и обязанности органов местного самоуправления и государственной власти при осуществлении полномочий практически дублируются независимо от вида передаваемого полномочия и не учитывают особенности реализации конкретного полномочия и др. В связи с этим необходимо введение законодательного ограничения объема обязательных к исполнению переданных государственных полномочий, который может быть установлен, как показывает мировая практика, в пределах 25% от общих расходов регионального (местного) бюджета. Передаваемые государственные полномочия сверх этого объема должны приниматься и реализоваться органами власти только на добровольной основе с восполнением как полной «стоимости» передаваемых полномочий, так и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах. С точки зрения формирования эффективной налоговой политики в северных регионах [6], усиления в налоговых отношениях инвестиционной и инновационной [7] составляющей целесообразно оптимизировать систему налоговых льгот. Прежде всего, необходимо оценить эффективность налоговых льгот с выявлением тех, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций. Кроме того, процесс предоставления налоговых льгот должен быть системно и четко сформулирован и прописан в Налоговом кодексе Р Ф, а именно, определена правомерность их предоставления для каждого уровня управления, а также возможность, условия и порядок предоставления различных видов налоговых льгот с использованием дифференцированного подхода в зависимости от уровня активности протекания этих процессов [8]. Таким образом, сопоставление приоритетов, заявленных Президентом в бюджетном послании о бюджетной политике на 2012-2014 гг. ряда нереализованных принципов, заявленных в ходе реформы модели российского бюджетного федерализма начала 2000-х гг., а также требований, выявленных по результатам анализа современных проблем регионов Севера, позволили выработать наиболее значимые ориентиры преобразований в сфере бюджетно-налоговых отношений, которые будут способствовать достижению положительных результатов в социально-экономическом развитии северных регионов с сокращением межрегиональной полярности уровня жизни населения. Литература 1. Реформа межбюджетных отношений в России: "федерализм, создающий рынок" / А.Лавров, Д.Сазерлэнд, Дж.Литвак / / Вопросы экономики. 2 001. № 4. 2. Искусственная дотационность регионов как залог единства России / М.А.Шилов, А.Б.Гусев // Капитал страны. 2009. 27 январь. 3. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений / Е.Балацкий, Н.Екимова // Общество и экономика. 2010. № 7-8. С.114. 4. Налоговый федерализм в системе стимулирования саморазвития регионов / Д.А.Татаркин, Е.Н.Сидорова / Судебная практика по налоговым и финансовым спорам // Налоги и финансовое право. 2010. N 4. С.14-347. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz