Север и рынок. 2013, N 5.

4. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯСИСТЕМА ИИНВЕСТИЦИОННЫЕПРОЦЕССЫ ПРИОРИТЕТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ__________________________ Т.И.Барашева кандидат экономических наук, зав. сектором Институт экономических проблем им.Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Уточнены приоритетные направления институциональных преобразований в налогово­ бюджетной сфере и обоснованы механизмы системы бюджетно-налогового регулирования, необходимость конкретизации которых обусловлена усиливающимися негативными тенденциями в бюджетной системе северных регионов и нарастающими региональными различиями в уровне жизни населения. Ключевые слова. Бюджетная система регионов, приоритетные направления бюджетно-налогового регулирования, северные субъекты РФ PRIORITIES OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS IN THE TAX AND BUDGET SPHERE T.I.Barasheva Ph.D. (Economics) Luzin Institute for Economic Studies, Kola Science Center of RAS Abstract. The work specifies the priority directions of institutional transformations in the tax-budget sphere and substantiates the mechanisms of the budget-tax regulation system, which should be concretized due to the intensifying negative tendencies in the budget system and the growing differencies in living standards. Keywords: budget system of regions, priority directions of the budget-tax regulation, northern regions of RF Реформа межбюджетных отношений, начавшаяся в России в 2000-х гг. и базирующаяся на принципах концепции «федерализма, сохраняющего рынок», сформулированных Б. Уэйнгастом и другими авторами, определила решающие действия органов власти в следующих направлениях: обеспечение законодательно закрепленной автономии региональных и местных властей с четким разграничением налоговых и расходных полномочий; уточнение расходных обязательств субнациональных властей и наличие законодательных гарантий их автономного финансирования за счет достаточной собственной налоговой базы; передача с регионального на федеральный уровень дополнительных доходов и расходных обязательств с постепенной децентрализацией финансовых ресурсов в средне- и долгосрочной перспективе; реформирование политики трансфертов с целью повышения ее «прозрачности» и стабильности и др. [1]. Однако, как показал анализ процесса реформирования российской модели бюджетного федерализма, до настоящего времени принципы данной концепции так и не были реализованы в полной мере. Не были сформированы институциональные условия, обеспечивающие расширение налоговой автономии субнациональных властей и создание стимулов для развития конкуренции между регионами за рост инвестиций. Не определены действенные механизмы, способствующие укреплению налогового потенциала, повышению финансовой самостоятельности субъектов РФ и росту ответственности органов власти перед населением за финансирование принимаемых ими решений. Кроме того, реформа бюджетной сети, проводимая сегодня в стране путем «сжатия» размеров государственного сектора с целью сокращения государственных расходов и обеспечивающая значительные темпы экономического роста, не сопровождается, как того требуют выводы специалистов, развитием процессов децентрализации в налогово-бюджетной сфере. В итоге следствием преобразований становится проявление ряда негативных тенденций в бюджетной системе регионов Севера. Отмечается значительная дифференциация бюджетной обеспеченности и ее низкий уровень в экономически развитых северных субъектах РФ; дисбаланс бюджетных доходов и расходов консолидированных бюджетов, рост долговой нагрузки и др. В свою 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz