Север и рынок. 2013, N 5.

Еще одним принципиальным вызовом устойчивому развитию Арктической зоны РФ выступает неподготовленность инженерной инфраструктуры к возможным негативным последствиям процессов глобальных климатических изменений [9]. В немалой степени этот феномен может отразиться и на Мурманской области, поскольку способен существенно осложнить ледовые условия в Кольском заливе и поставить под угрозу развитие Мурманского транспортного узла. Таким образом, грядущее масштабное освоение Арктики потребует решения многих новых специфических задач. Как модернизировать столь сложный территориальный объект и как повысить эффективность мер, на которые приходится идти при ограниченности финансовых и трудовых ресурсов, несовершенстве законодательства, экстремальности природно-климатических условий? Ведь в ближайшие десятилетия необходимо практически заново воссоздать и развить на перспективной технологической базе систему арктического транспорта, искать новые способы обеспечения транспортной доступности всей территории Арктической зоны. Литература 1. Алешина О.В. Оценка влияния транспортного фактора на освоение ресурсов Арктической зоны азиатской России. Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka 2. Транспортно-инфраструктурный потенциал Российской Арктики / под ред. В.С.Селина. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2013. 333 с. 3. Пилясов А. Научные исследования и инновации в арктическом регионе. Режим доступа: http://www.ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-41-42/614-nauchnye- issledovaniya-i-innovatsii-v-arkticheskom-regione 4. Половинкин В.Н. Проблемы развития Арктической транспортной системы РФ в XXI веке. Режим доступа: http://unionexpert.ru/index.php/component/k2/item/204-arkticheskaya 5. Андреева Е.Н. Арктика: что тормозит реализацию федеральных программ? // ЭКО, 2010. № 12. С.5-29. 6. Скуфьина Т.П. Альтернативы развития Российского Севера // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4. С.2-10. 7. Залкинд Л.О., Серова Н.А. Анализ инвестиционных процессов в регионах Севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. № 1(22). С.101-104. 8. Безруков Л.А. Транспортно-экономические барьеры в развитии Сибири // ЭКО, 2012. № 7. С.56-74. 9. Селин В.С. Экономический кризис и устойчивое развитие северных территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 1(27). С.20-25. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz