Север и рынок. 2013, N 5.
вопросы: что станет точкой роста для Севморпути, что позволит ему развиваться: развитие инфраструктуры или наличие грузопотока? При прогнозе дальнейшего развития СМП следует исходить из необходимости создания ориентированного на круглогодичное функционирование Северного транспортного коридора СТК - российской национальной трансарктической морской магистрали от Мурманска до Петропавловска- Камчатского. Сезонный арктический транспортный коридор практически не имеет перспектив. В целом, на прогноз роста грузопотоков по СМП и на его привлекательность в XXI в. оказывают влияние два основных фактора. В первую очередь, это широко обсуждаемая в последнее время проблема глобального потепления. Не меньшее влияние на прогноз грузопотоков оказывают сценарии развития Арктической зоны РФ [6]. Инерционный сценарий предполагает конфликт интересов полярных стран и усиливающуюся конкуренцию между ними за богатые природными ресурсами спорные зоны. В этих условиях доля перевозок внутренних и внешнеторговых грузов флотом под Государственным флагом РФ снизится до 2% [4]. Инновационный сценарий предполагает тесное сотрудничество полярных стран по широкому спектру направлений, в том числе, в совместном освоении крупных месторождений шельфа, и потому прогнозируемый грузопоток по СМП резко возрастет. При этом также планируется создание автодорожных и железнодорожных сетей, необходимых для освоения новой ресурсной базы, повышения транспортной доступности и инвестиционной привлекательности региона [7]. В частности, по арктическим регионам можно выделить группу крупных транспортных проектов. Крупные перспективные транспортные проекты Арктической зоны Мурманская область Архангельская область Ненецкий АО Ямало-Ненецкий АО Якутия (Саха), Чукотский АО Мурманский транспортно-логистический узел Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, международного транспортного коридора «Север - Юг», а также грузов углеводородного сырья, связанных с разработкой и эксплуатацией шельфовых месторождений. Ориентировочная стоимость всего строительства в рамках ФЦП - 117.4 млрд руб. Проект Белкомур: строительство линий Карпогоры - Вендинга, Сыктывкар - Кудымкар. «Северное звено» этой магистрали Карпогоры - Вендинга, протяженность 215 км, железнодорожная ветка пройдет по территории Архангельской области и Республики Коми. Цель проекта - ликвидация инфраструктурных тупиков, обеспечение доступа к ныне неиспользуемым сырьевым ресурсам, создание нового короткого транзитного пути, связывающего Урал и Сибирь с северными российскими портами. Объем инвестиций составляет 118 млрд руб., в т.ч. «Северное звено» - 35 млрд руб. Проект Баренцкомур: железная дорога пройдет через Индигу - Сосногорск - Троицко-Печорск - Полуночное - Сургут. Протяженность участка Индига - Сосногорск - 612 км. Проект позволит решить многие социально экономические проблемы региона, в том числе обеспечит выход нефти и конденсата Ямала на мировые рынки. Ориентировочное время постройки - 2020 г. 1. Проект магистрали «Северный широтный ход» является частью проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный". Это железная дорога, проходящая по маршруту ст. Обская 2 - Салехард - Надым - Коротчаево - Русское (Южно-Русское НГМ) - Ермаково - Игарка - Дудинка - Норильск. Стоимость проекта составляет около 134.2 млрд руб. 2. Формирование третьей широтной транспортной магистрали «Полярная». Первоочередной участок этой магистрали (2015-2020 гг.) Норильск - Игарка - Уренгой - Салехард с дальнейшим переходом на левый берег р.Оби в г.Лабытнанги Рассматривается проект строительства железнодорожной линии Якутск - Магадан как продолжение железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. Железная дорога пойдёт на восток с ответвлением на Магадан и далее на Чукотку, Берингов пролив, на Аляску - до соединения с сетью железных дорог североамериканского континента 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz