Север и рынок. 2013, N 5.

В Арктике сосредоточены стратегические запасы природных богатств, именно они в ближайшее десятилетие во многом будут определять развитие российской экономики. Но неразвитость или отсутствие транспортных коммуникаций препятствует не только освоению самой арктической зоны страны, но и других ресурсных регионов, реализации заявленных инвестиционных проектов, так как любые экономические планы всегда будут «упираться» в инфраструктурные ограничения. По различным оценкам, общий грузооборот в Арктике может достигнуть 30 млн т в 2016 г. и более 80 млн т к 2030 г. Основу этого грузопотока составят добываемые в Арктике углеводороды и транзит грузов из портов Европы в Азию. Обслуживание такого грузопотока требует создания необходимой транспортной инфраструктуры, включая грузовые терминалы, системы обеспечения безопасности, системы предупреждения и ликвидации разливов нефти и т.п. В связи с этим важно проанализировать, насколько транспорт лимитирует разработку местного сырья (табл.) [1]. Транспортная доступность месторождений Арктической зоны (восточный сектор) Минеральное Месторождения минеральных Транспортные подходы Транспортная сырье ресурсов доступность Марганец Огангско-Талотинская зона, Нундерминское Ж/д Котлас-Воркута Слабая Вольфрам Чурпуннья, Одинокое Авиа, СМП (порт Тикси), р. Яна То же Вольфрам Крутой Штокверк, Светлое СМП (порт Певек) « Олово Депутатский ГОК Воздушный транспорт « Олово Валькумейское, Иультинское СМП (порт Певек) « Газ Бованенковское, Харасавейское Ж/д Харп -Бованенково, трубопровод Ухта-Бованенково, СМП (порт Харасавей) Достаточная Газ Шельфы восточных арктических морей, хребет Ломоносова СМП (порт Тикси, порт Певек) Слабая Нефть Ванкорское Трубопровод Ванкор-Пурпе, СМП (порт Дудинка, р.Бол. Хета) Достаточная Золото Майское, Купол, Ревеемское, Кулар СМП (порт Певек), автозимники Слабая Транспортная доступность характеризуется как «достаточная», если с месторождением возможно круглогодичное сообщение: необходимые транспортные коммуникации уже созданы или же существующие железные дороги пролегают вблизи перспективного участка. Когда же существующие мощности указанных привязок недостаточны для целей нового освоения, особенно велики транспортные издержки (как, например, воздушный транспорт для Депутатского), транспортная доступность характеризуется как «слабая». В этих случаях именно транспорт в большей степени лимитирует возможности освоения. Специфика северных и арктических территорий характеризуется труднорегулируемыми или фактически не поддающимися регулировке факторами, определяющими особенности работы транспорта: природно-климатические условия (суровый климат, мерзлота, заболоченность); географические особенности (удаленность районов освоения) и повышенные эксплуатационные расходы. Наряду со сложными условиями промышленного и транспортного строительства в арктических регионах, существенным фактором развития транспортной системы является пассивная транспортная политика государства в отношении данных территорий и, в первую очередь, проживающих здесь людей. Принятые с небольшим разрывом во времени транспортные стратегии государства до 2020 и 2030 гг. только подтверждают неопределенность сроков и конечных результатов [2]. Основные стратегические и программные решения по развитию Арктики нацелены на модернизацию Северного морского пути и создание опорного транспортного каркаса в Арктической зоне Российской Федерации. Заявлены глобальные проекты по развитию транспортной системы Арктики. Однако в нынешней, слабо контролируемой государством экономической ситуации, которая характеризуется крайне низким транспортным развитием, деградацией материально­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz