Север и рынок. 2013, N 5.

Таблица 3 Оборот на одного работника хозяйствующих субъектов северных регионов в 2005-2011 гг., руб/чел. Регион 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Российская Федерация 1173.0 1504.8 1879.6 2391.6 2521.0 3200.7 3956.3 Республика Карелия 791.0 875.4 1151.7 1484.6 1520.6 2172.3 2739.1 Республика Коми 1579.4 1988.7 2219.8 2838.6 2998.3 3744.1 4542.0 Республика Саха (Якутия) 1167.0 1284.3 1428.0 1713.6 1782.4 2230.9 2961.5 Республика Тыва 232.0 268.8 352.1 465.3 589.6 794.7 980.8 Камчатский край 913.9 1064.1 1309.4 1549.4 1731.5 2023.3 2313.3 Архангельская обл. 784.5 824.5 1100.9 1310.2 1629.3 2045.5 2333.8 Магаданская обл. 995.9 1115.2 1208.4 1554.1 2112.9 2504.2 3455.7 Мурманская обл. 960.0 1163.6 1477.1 1862.3 2003.3 2578.4 3055.3 Сахалинская обл. 889.6 1945.0 3745.8 4322.6 5290.1 7272.5 9928.0 Ханты-Мансийский АО 4007.1 4427.7 4584.9 5425.8 5457.1 6149.6 7546.1 Ямало-Ненецкий АО 2904.9 3629.6 3869.1 4645.2 4772.1 5569.1 6568.2 Чукотский АО 1025.4 1033.8 1171.6 1239.1 3577.0 3510.0 3493.6 Всего по севернымрегионам 2012.2 2449.1 2781.9 3426.2 3656.6 4362.0 5404.2 Доля северных регионов в РФ,% 171.5 162.7 148.0 143.3 145.0 136.3 136.6 В фактически действовавших ценах самый большой оборот на одного работника наблюдался в 2011 г. в Сахалинской области - 9928.1 руб/чел., что в 2.5 раза превышало аналогичный показатель по России в целом. На втором месте и третьем местах по данному показателю были ХМАО и ЯМАО - 7546.1 и 6568.2 руб/чел. соответственно. Таким образом, можно говорить о том, что в целом по северным регионам и в 5 из 12 северных регионов оборот на одного работника в течение исследуемого периода превышал данный показатель по России. По своей экономической сути, оборот на одного работника есть производительность труда, а значит, в отдельных северных регионах производительность труда практически превышает общероссийскую. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Несмотря на давно уже декларируемую диверсификацию производства основой экономики северных регионов по-прежнему остаются сырьевые отрасли, и в ближайшее время вряд ли эта ситуация изменится. 2. Производительность труда, измеренная как оборот на одного работника, в северных регионах в 2 раза выше, чем в целом по крупным и средним предприятиям России. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В АРКТИКЕ В.А.Серова научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация. В настоящее время существует большое количество проектов транспортной инфраструктуры в развитии Арктики, в планово-прогнозных документах заявлены колоссальные суммы на их создание. Автором анализируются важные проблемы в их реализации в современных условиях. Ключевые слова: территории Арктики, транспортная доступность, транспортная инфраструктура, грузопотоки, транспортные проекты THE SPECIFICITY OF THE ARCTIC TRANSPORT SYSTEM V.A.Serova Researcher, Luzin Institute for Economic Studies, KSC, RAS Abstract. Currently, there are many transport infrastructure projects in Arctic development, planning and forecasting documents include huge sums for their realization. The author analyzes the important issues in their implementation under the current conditions. Keywords: Arctic regions, accessibility, transport infrastructure, traffic flows, transportation projects 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz