Север и рынок. 2013, N 5.
спрос, значительно превышающий существующее рыночное предложение. Спецификой северных территорий нашей страны является широкое использование в этих районах значительного количества накопительных и распределительных баз, которые теоретически могут быть использованы для этих целей [11]. Межнавигационные товарные резервы (в основном топливо) формируются на Севере практически в каждом регионе, где есть районы с ограниченной транспортной доступностью. Примером практического подхода в применении этих резервов может стать опыт организации системы централизованных топливных поставок в ЯНАО, где компанией «Ямалгосснаб» по согласованию с региональными органами власти ежегодно накапливается страховой резервный запас моторного и авиационного топлива (например, в 2010 г. он составил около 18 тыс. т различных видов нефтепродуктов). С 1 января 2013 года в России введены в действие положения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», согласно которому в нашей стране запрещается производство топлива экологического класса ниже «Евро-3». В связи с этими изменениями в очередной раз высказываются опасения о возможном сокращении предложения на внутреннем рынке нефтепродуктов и возникновении новых «бензиновых кризисов». Правительством РФ предусматривается достаточно жесткий график перехода ТЭК страны на производство топлива высоких экологических стандартов (уже с 1 января 2016 г. планируется внедрение стандарта «Евро-5»), что означает возрастание организационных, технологических, финансовых и других рисков обновления производственного оборудования российских нефтеперерабатывающих предприятий, которые будут переложены на отечественного потребителя. Таким образом, продолжение медленного, но устойчивого роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов и колебаний товарного предложения представляется неизбежным. Литература 1. ИА «ИТАР-ТАСС», 8 июля 2011 г. Режим доступа : http://www.itar-tass.com/c1/181967.html 2. Гудков А. Нефтяным компаниям не подзаправиться. Коммерсантъ 2011. № 167 (4708). 8 сент. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1768287 3. ИА < ^^9 2 » , 27 июня 2008 г. Режим доступа : http://www.au92.ru/msg/20080627_8062708.html 4. ИА «БалтИнфо», 28 июля 2011 г. Режим доступа : http://www.baltinfo.ru/2011/07/28/Birzham- nefteproduktov-ne-khvataet-prodavtcov--eksperty-219514 5. Биржи нефтепродуктов: кошелек или механизм? // Oil. Эксперт. Режим доступа: http://www.oilexp.ru/news/russian_rinok/birzhi-nefteproduktov-koshelek-ili-mekhanizm/27447/ 6. ИА «Sakh.com». ФАС вновь обеспокоена ситуацией на сахалинском рынке нефтепродуктов, 26 апреля 2011 г. Режим доступа: http://www.sakhalin.info/ 7. ИА «РИА Новости», 17 февраля 2011 г. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20110217/335181843.html 8. Хасанов Т. Один честный нефтеперегонный завод на всю Россию // За рулем. 2022. № 2, июнь. Режим доступа: http://www.zr.ru/a/323328/http://www.ancentr.ru/data/media/media4511.html 9. Швед А. Лекарство от кризиса // ТЭК России: информационно-аналитический журнал. 2012. № 5. Режим доступа: http://www.tek-russia.ru/ 10. Биев А.А. Региональный рынок нефтепродуктов Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 2(28). С.120-122. 11. Шпак А.В. Организация современной системы товародвижения в регионе: проблемы и возможности // Там же, 2009. № 3(24). С.87. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz