Север и рынок. 2013, N 5.
регионального нефтепродуктообеспечения достаточно широко известны. Ситуации, подобные событиям апреля-мая 2011 г., происходили в России и ранее (Московская область, Центральный регион, август-июнь 1997 г.; С.-Петербург, апрель 1999 г., Камчатский край, декабрь 2007 г.; Иркутская область, апрель-июнь 2008 г. и т.д.). В конечном итоге общая последовательность шагов по преодолению региональными органами власти различных последствий как «бензиновых», так и «мазутных» кризисов, приводила лишь к укреплению позиций изначально доминирующих на региональных рынках нефтепродуктов крупных интегрированных компаний. А увеличение на рынке доли независимых компаний вовсе не становилось гарантией роста предложения и стабилизации цен на топливо. Например, в 2011 г. одним из северных регионов, где ситуация с поставками моторного топлива была наиболее напряженной, стала Республика Тыва. На территории республики отсутствуют сбытовые филиалы крупных нефтегазовых компаний, поэтому основное снабжение осуществляется независимыми коммерческими структурами. Закуп топлива производится предпринимателями Республики Тыва у оптовых поставщиков - предпринимателей, юридических лиц Республики Хакасия и Красноярского края. Региональные поставщики не смогли в условиях возникновения дефицита бензина напрямую выступить субъектами отношений с крупными нефтеперерабатывающими заводами. Экстренно и самостоятельно организовать такую схему доставки оказалось не под силу ни одному из операторов республиканского рынка нефтепродуктов. В результате оптовые партии бензина доставлялись компаниями ОАО «Роснефть», «Газпромнефть», «Башнефть», «Газпромгазэнергосеть» под гарантии правительства республики. Цены на поставляемое топливо также регулировались местными органами власти. Финансирование закупок и транспортировки осуществлялось за счет специального резервного фонда правительства республики. По итогам решения проблемы топливного кризиса властями Республики Тыва была выдвинута инициатива о создании на ее территории регионального оптового и сбытового звена с финансовым и организационным участием правительства Тувы, а также формирования регионального топливного резерва. Аналогичные меры предприняло руководство Сахалинской области, где в мае и декабре 2011 г. наблюдался дефицит топлива на региональных автозаправочных станциях и последовавший за ним рост розничных цен. В декабре 2011 г. - январе 2012 г. в результате одновременного выведения на внеплановый ремонт парома Ванино (Хабаровский край) - Холмск (о. Сахалин) и роста экспортной загрузки Дальневосточной железной дороги на острове в очередной раз возникли перебои в снабжении моторным топливом. ОАО «Роснефть» было вынуждено дополнительно завозить танкерами нефтепродукты на Сахалин без участия в схеме поставки железнодорожной транспортировки. Правительством региона для повышения надежности снабжения Сахалинской области был разработан и согласован с «Роснефтью» ряд дополнительных инициатив. Среди них - увеличение на острове объемов топливных хранилищ компании, а также создание дочерней структуры «Роснефти» в регионе - ОАО «Роснефть-Сахалиннефтепродукт». Кроме того, областная администрация предполагает формирование и использование специального областного топливного резерва, который будет использоваться для стабилизации товарного предложения и приостановки роста цен. Чтобы избежать монополизации рынка, правительство Сахалина намерено также дополнительно привлечь крупного оптового поставщика в лице НК «Альянс». Осенью 2011 г. Правительство РФ начало реализацию программы по резервированию нефтепродуктов для предотвращения топливных кризисов. Основным исполнителем данного государственного проекта вновь должно было стать ОАО «Роснефтегаз». Для накопления резерва, включающего в себя светлые нефтепродукты (автомобильные бензины, дизельные топлива и авиакеросины), им были заключены контракты на закупку топлива с компаниями «ТНК-ВР», «ЛУКойл» и «Газпромнефть». Общий объем резерва, по оценке Минэнерго, должен составить около 2 млн т, что составляет примерно 2.2% от национального годового потребления. Для создания резерва указанных нефтепродуктов по действующим на тот момент оптовым ценам понадобилось бы в общей сложности более 56 млрд руб. Источниками финансирования закупок должны были стать собственные средства компании, либо краткосрочные кредитные займы. Кроме резервуарного парка «Роснефтегаза», планировалось задействовать мощности по хранению ОАО «АК «Транснефтепродукт»». Исходя из вышесказанного, альтернативным направлением разрешения проблемы надежности регионального снабжения нефтепродуктами (моторного топлива) стала идея формирования специальных федеральных и региональных резервов, которая получила широкое признание вплоть до самого высокого правительственного уровня. Эти резервы предполагалось использовать для товарной интервенции и выравнивания ценовых скачков в периоды, когда возникает ажиотажный 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz