Север и рынок. 2013, N 5.
образом, проблема создания независимого переработчика была бы решена за счет государства, но остается непонятным, каким образом развитию конкуренции на региональных топливных рынках способствовала бы перспективная зависимость от поставок нефти компанией, заинтересованной в дальнейшем переделе рынков и имеющей прямой интерес в получении от этого процесса коммерческой прибыли. В любом случае продажа «Орскнефтеоргсинтеза» «Роснефтегазу», как планировалось в 2011-2012 гг., так и не состоялась. Поэтому Минэнерго и Минэкономразвития рассматривались и другие альтернативы, в том числе вариант не приобретения, а строительства совершенно нового предприятия, контроль над функционированием которого не будет находиться в единоличном ведении одной структуры, пусть даже и государственной. Автору представляется, что в аспекте поиска путей оптимизации сферы поставок нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, разрешения существующих там проблем энергодефицита привлечение независимого нефтеперерабатывающего предприятия, расположенного на юге России, наоборот, только усложнило бы транспортные схемы организации завоза, тем более, что для этих целей оно и не предназначалось. В целях достижения территориальной энергетической безопасности и надежности снабжения потребителей зоны Севера и Арктики РФ совершенствование существующей системы топливно-энергетического обеспечения должно идти здесь классическим путем, то есть за счет приближения центров производства к центрам потребления и развертывания энергопроизводства на самих северных территориях. Таким образом, помимо вопросов совершенствования организационно-законодательных и административных механизмов регулирования внутреннего рынка, высокую перспективность представляет собой направление развития местного энергетического производства. Принято считать, что сокращение «транспортного плеча» перевозок приводит к снижению доли транспортной составляющей в конечной стоимости поставок нефтепродуктов. В связи с этим, например, заслуживает пристального внимания положительный опыт регионального руководства и коммерческих структур Кемеровской области (ЗАО «Нефтехимсервис», ООО «ХК «Кем-Ойл»»), где достаточно успешно реализуются проекты строительства формально независимого от крупнейших нефтяных компаний комплекса нефтепереработки (НПЗ в Яйском и Анжеро-Судженском районах Кемеровской области). В ЯНАО то же направление разрабатывало ООО «Пурнефтепродукт», возведя в конце 2007 г. собственный малый комплекс нефтепереработки, вынужденное, таким образом, решать задачу снижения зависимости от ценовой политики своих поставщиков. Идея создания в приарктической зоне России достаточно крупного предприятия нефтепереработки, способного покрыть внутренние потребности региона в нефтепродуктах, поставлять свою продукцию в другие северные регионы по программе «северного завоза» с использованием трассы Северного морского пути и одновременно участвовать в экспортных поставках, тоже появилась сравнительно давно. Примерами таких проектов являются планы создания объектов нефтепереработки в Мурманской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и других. Вследствие традиционно базовой роли Мурманской области в обеспечении поставок по Северному морскому пути и выгодного транзитного расположения наиболее масштабные проекты предлагались к реализации в данном регионе. В числе разработчиков были как крупные интегрированные (ОАО «ЛУКойл», «Газпром»), так и независимые компании (ООО «Гамма Север», ЗАО «Корпорация Синтез»), тем не менее, до стадии начала возведения производственных объектов федеральными и территориальными надзорными органами региона ни одна компания допущена не была [10]. В целом, практика преодоления последствий сбоев в организации региональных поставок нефтепродуктов свидетельствует о том, что роль органов федеральной и региональной власти в качестве посредника между потребителями и производителями энергоресурсов в применяемой схеме управления подсистемами организации поставок топливных ресурсов и регулирования региональных топливных рынков в России остается неизменной. В условиях хозяйствования российских северных территорий она еще более усиливается. Реализация посреднической функции государства происходит при участии государственных нефтегазовых корпораций. В целом ряде северных регионов государственные компании ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромнефть» используются как инструменты сохранения устойчивости сложившейся системы топливных поставок. С точки зрения рядового потребителя именно они, а не независимые поставщики являются гарантом бесперебойности снабжения нефтепродуктами региона. Примеры использования посреднических усилий государственных и региональных органов власти во взаимодействии с крупнейшими хозяйствующими субъектами при преодолении последствий сбоев систем 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz