Север и рынок. 2013, N 5.

кодексом РФ признаются рыночными и соответственно наиболее справедливыми. Но, как показывает практика прошедших 6 лет, внедрение данного рыночного механизма и запуск торговли на 3 специализированных биржевых площадках пока не приносит ожидаемых результатов. В 2011 г. только 8 компаний участвовало в торгах, организуемых на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (ЗАО «СПбМТСБ»), которая этим же нефтяным компаниям и принадлежит. В ходе продаж эксперты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) неоднократно отмечали применение, так называемых, «адресных сделок» между аффилированными структурами ВИНК [4]. Нефтепродукты, выставляемые на торги, быстро скупались другими крупными нефтяными компаниями, происходило «отсечение» независимых трейдеров и сетей независимых АЗС. Мелкие региональные потребители, если они вообще допускались к участию в торгах (например, стоимость участия и прямого доступа к торгам на СПбМТСБ в 2010 г. составляла порядка 3 млн руб., помимо этого, необходимо было несколько раз пройти аккредитацию), были вынуждены закупать продукцию нефтеперерабатывающих заводов ВИНК в условиях сокращения предложения [5]. Недостаточный объем предложения приводил к росту цен, что давало региональным сбытовым филиалам, входящих в ВИНК, лишний повод увеличивать оптовые цены для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов [6]. Несмотря на вышеуказанные особенности формирования отечественного биржевого механизма, по мнению Правительства РФ, сила воздействия этого инструмента на внутренний рынок вполне достаточна (в 2011 г. объем биржевых торгов нефтепродуктами был способен удовлетворить около 10% внутреннего рынка), но существует необходимость дополнять его другими средствами стимулирования рыночного спроса и предложения. Стимулировать спрос предполагалось также и за счет государственного финансирования. В первой половине 2011 г. в Правительстве и Государственной думе активно обсуждалась инициатива перевода сферы государственных закупок нефтепродуктов с электронных на биржевые торговые площадки [7]. Таким образом, не менее половины от общего объема нефтепродуктов для организаций, финансируемых из бюджетных источников, в том числе финансируемых по программе «северного завоза», должна была приобретаться на одной из трех биржевых торговых площадок. Позднее вице-премьер И.Сечин своей рекомендацией в целях роста ликвидности торгов и выработки единых ценовых индикаторов «сократил» предлагаемый список бирж до одной (ЗАО «СПбМТСБ»). Для усиления других инструментов рыночного регулирования, в частности, формирования адекватного существующим потребностям отечественной экономики рыночного предложения Правительство совместно с Федеральной антимонопольной службой и Министерством энергетики также разрабатывало ряд направлений по наращиванию устойчивости национального рынка нефтепродуктов. В этом ряду особо выделялась необходимость создания «...независимого переработчика, создание или покупка на рынке нефтеперерабатывающих мощностей», которые можно было бы использовать для процессинга нефти для малых и средних компаний, «для тех, кто не имеет вертикальной структуры своего акционерного капитала» (И.Сечин, май 2011г.). Одной из причин проблемы поставок моторного топлива, возникших на рынках ряда северных и «несеверных» регионов в 2011 г., принято считать искусственно созданный дефицит в тех субъектах Федерации, где значительную долю рынка мелкооптовых и розничных поставок нефтепродуктов занимают не входящие в интегрированные компании поставщики. Они представляют собой сбытовые структуры, занимающиеся закупкой топлива у крупных компаний, завозом его в регион и мелкооптовой (розничной) перепродажей. По утверждению заместителя министра энергетики РФ (С.Кудряшов, 2011 г.), «... в основном, в этих регионах и возникли наибольшие сложности» [8]. Появление проблем надежности и регулярности внутренних поставок обусловлено отсутствием у независимых предприятий выбора различных вариантов источника закупок. Того же мнения придерживалась экс- министр экономического развития Э.Набиуллина: «Я считаю, что наряду с ВИНК на рынке должны быть независимые нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня, на наш взгляд, текущую ситуацию с бензином можно регулировать оперативными мерами. Но чтобы кризисы не повторялись, нужно развитие конкуренции в широком смысле слова» [9]. Вопрос о реализации данного направления уже рассматривался в 2009 г., однако дальнейшего разрешения тогда не получил. Первым предприятием, способным стать основным источником целевых поставок нефтепродуктов для обеспечения продаж независимых торговых структур, по мнению экспертов, мог быть один из активов ОАО «Русснефть» (АФК «Система») - оренбургский завод «Орскнефтеоргсинтез». Предполагалось, что в 2012 г. данное предприятие войдет в состав государственного концерна ОАО «Роснефтегаз» и основным источником поставок нефти для него станет также входящая в данный концерн «Роснефть». Таким 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz