Север и рынок. 2013, N 5.
о необходимости дальнейшего совершенствования экономико-организационных и законодательных механизмов внутреннего рынка топливных поставок. Среди всех российских регионов наибольшие трудности в организации регулярных поставок, а также последовавшие за ними активные меры местных органов власти к сдерживанию роста цен на энергоносители отмечались в Алтайском крае, Республике Тыва, Иркутской, Мурманской, Архангельской, Сахалинской областях, Камчатском крае, С-Петербурге. Ожидание появления и развития ситуации острой нехватки нефтепродуктов в тех субъектах Федерации, где в территориальной организации производства отсутствует сфера нефтегазодобычи и переработки, было вполне закономерным. Однако внезапное возникновение недостаточного предложения на рынке автомобильных бензинов в Ярославской или, например, Иркутской области, где успешно функционируют крупные предприятия отечественного ТЭК, является нехарактерной тенденцией. Это дает повод к рассуждениям о том, что развитие рыночной инфраструктуры и совершенствование организационных механизмов сферы регионального нефтепродуктообеспечения становятся задачами не менее важными, чем вопросы расширения территориального топливно-энергетического производства и транспортно-энергетических систем. Действительно, задача построения конкурентных отношений в сфере регионального нефтепродуктообеспечения в последние годы приобретает первостепенное значение. Но решение ее происходит, на наш взгляд, не поступательно, а в обратном направлении. Например, 2010 г. более чем в 50 субъектах Федерации доля крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), в рознице превышала 35%. В каждом третьем регионе она составляла 50-60%. Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» доминировала в 15 регионах, ОАО «ЛУКойл» - в 11, «Сургутнефтегаз» - в 4, «ТНК-ВР» и «Газпромнефть» - доминировали в 3 регионах каждая. Независимые участники рынка доминировали в 20 регионах [2]. Если сравнивать динамику разделения внутреннего рынка по сравнению с 2008 г., то закрепление региональных рынков за российскими ВИНК за 3 года существенно усилилось. В 2008 г. крупнейшие компании удерживали ключевые позиции в 49 регионах, из них «Роснефть» контролировала рынки в 14 субъектах Федерации, «ЛУКойл» - в 9 (по данным Федеральной антимонопольной службы в 2008 г.) [3]. На Севере РФ достаточно широко представлены независимые структуры мелкооптовой и розничной продажи нефтепродуктов со значительными долями рынка (свыше 5%). Они практически монопольно работают как минимум в 5 регионах (Республика Саха (Якутия), Республика Тува, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский АО), но практически все они занимаются закупками топлива у одного крупнейшего оптового поставщика, и с точки зрения закупочной логистики являются зависимыми. Наиболее масштабные поставки нефтепродуктов для нужд потребителей северных субъектов Федерации осуществляют 4 вертикально интегрированные компании. В 10 северных субъектах Федерации лидирующие позиции на крупнооптовом рынке моторного топлива принадлежат ОАО «НК «Роснефть». Ведущая роль в региональном нефтепродуктообеспечении за этой компанией удерживается в наиболее проблемных с точки зрения топливной логистики северных регионах - республиках Тува, Саха (Якутия), Магаданской и Сахалинской областях, Камчатском крае и др. Второй по значимости своего влияния на топливных рынках северных территорий является ОАО «ЛУКойл». Оно также осуществляет поставки на постоянной основе в направлении северных регионов, за исключением рынков Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основной зоной рыночного присутствия «ЛУКойла» являются регионы Северо Западного федерального округа (СЗФО), Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), Ямало Ненецкого автономного округа (ЯНАО) - территорий, куда традиционно поставляется продукция наиболее близкорасположенного Ухтинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Нефтепродукты, производимые и поставляемые ОАО «ТНК-ВР Холдинг», реализуются на Севере, в основном, в 3 регионах (Республика Карелия, ХМАО, ЯНАО). ОАО «Газпромнефть» доминирует на рынках Центральной Сибири, Республики Саха (Якутия), ХМАО И ЯНАО. В связи с усилением монопольного влияния крупнейших российских компаний на внутреннем рынке газа, нефти и нефтепродуктов Президентом В.Путиным в своем послании Федеральному собранию 10 мая 2006 г. была напрямую озвучена необходимость организации продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке с использованием механизма биржевых торгов. Считалось, что это приведет к оптимизации логистической цепи поставок, сокращению числа контрагентов, задействованных в схемах завоза, гарантированному обеспечению условий сделок купли-продажи их участниками, большей прозрачности процессов формирования стоимости и конечного ценообразования на региональных рынках. Цены биржевых торгов в соответствии с Налоговым 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz