Север и рынок. 2013, N 5.

3. ОТРАСЛЕВЫЕИРЕГИОНАЛЬНЫЕТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯСЕВЕРА О НЕОБХОДИМОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ В РОССИИ: ОПЫТ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ А .А .Биев кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы обеспечения устойчивости российского внутреннего рынка нефтепродуктов (моторного топлива). Предпринята попытка обобщения соответствующего опыта федеральных и региональных органов управления на территориях нескольких российских северных регионов по преодолению последствий, так называемого, «бензинового кризиса», произошедшего в 2011 г. Материалы подготовлены при поддержке гранта Министерства образования и науки по ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013гг., № 2012-1.2.1-12-000-3002-007, "Формирование стратегических приоритетов развития Российской Арктики". Ключевые слова: Россия, Север, рынки нефтепродуктов, кризис ON THE NECESSITY OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC-ORGANIZATIONAL MECHANISMS OF REGULATING OIL PRODUCTS MARKETS IN RUSSIA; EXPERIENCE OF NORTHERN REGIONS A .A .B iev PhD (Economics), senior researcher Luzin Institute for Economic Sciences, KSC of RAS Abstract. The article is devoted to the problem of ensuring sustainability of the domestic oil products (engine fuel) market in Russia. The work attempts to generalize the experience of federal and regional authorities in several Russian regions to overcome the —gasoline crisis” consequences taken place in 2011.The research is supported by the grant of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for the federal target program «Scientific and pedagogical staff of innovational Russia» for the period 2009-2013, No. 2012-1.2.1-12-000-3002-007, «Formation of strategic priorities for the Russian Arctic development» Keywords: Russia, North, oil products markets, crisis Произошедший в апреле-мае 2011 г. в России топливный кризис выявил очередной сбой системы региональных систем нефтепродуктообеспечения (снабжения моторным топливом). Применявшиеся тогда меры по его преодолению и его ближайшие двухлетние последствия свидетельствуют о том, что процесс модернизации российского внутреннего рынка нефтепродуктов и обслуживающих его подсистем продолжается и пока далек от своего завершения. В общем виде основные причины снижения устойчивости внутреннего рынка моторного топлива были сформулированы В.Путиным, бывшем в 2011 г. Председателем Правительства РФ. Он считает, что сложности, возникшие тогда в ряде регионов с поставками нефтепродуктов, носили системный характер. Прежде всего, они были связаны с формированием «диспаритета между добычей, производством и поставками нефтепродуктов на внутренний рынок», «происходящими изменениями в структуре производства и потребления нефтепродуктов», «нехваткой производственных мощностей вторичной нефтепереработки» [1]. Некоторыми специалистами считается, что возникновение такой ситуации на рынке именно моторного топлива далеко не случайно, так как только здесь, в отличие от рынка потребителей котельно-печного топлива, на протяжении последних десяти лет происходит устойчивое, а иногда почти ажиотажное возрастание спроса, которое ростом внутренних цен не останавливается, а, наоборот, только усиливается. Это свидетельствует, с одной стороны, о продолжающейся монополизации и слабой применимости к национальным и региональным энергетическим подсистемам принципов исключительно рыночного регулирования, с другой - 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz