Север и рынок. 2013, N 5.

государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти». Возможность узкой трактовки не способствует повышению значимости стратегии развития территории, которая должна быть, прежде всего, документом общественного согласия. Цели и приоритеты стратегии должны разделяться всем региональным (местным) сообществом и служить ориентирами его согласованной деятельности, а не быть руководством к действию только для органов государственной власти. Соответственно разработка и реализация стратегии в таком, более широком понимании, предполагает необходимость активного участия всех заинтересованных представителей местного сообщества. Таким образом, предварительная оценка практики распространения технологий стратегического управления в развитии территорий показывает, что к настоящему времени в стране достаточно широко применяется одна из его начальных составляющих - стратегическое планирование. Долгосрочные стратегии социально-экономического развития разработаны и приняты почти во всех субъектах Федерации, идет активное распространение документов стратегического планирования на уровне городов и муниципальных районов. Вместе с тем, остается еще немало проблем полноценного применения управленческих инструментом стратегического планирования. Не решены пока вопросы нормативно-правового, методического и экономического обеспечения процесса внедрения стратегического планирования в практику управления развитием регионов и городов. Не преодолен формальный подход, когда игнорируются такие важнейшие условия эффективности стратегического планирования, как публичность данного процесса, необходимость привлечения широкого круга участников и налаживания конструктивного взаимодействия между ними для совместного поиска механизмов достижения стратегических целей развития. Литература 1. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С.Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. М.: Экономика. 2004. 605 с. 2. Управление современным городом: направленная модернизация / Т.В.Ускова, Н.В.Нестеров; под ред. В.А.Ильина. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 196 с. 3. Рябова Л.А. Проблемы применения концепции устойчивого развития в РФ: от национального уровня к северному аспекту // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2010. № 1(25). С.44-49. 4. Российские и мировые тенденции и тренды в сфере стратегического территориального планирования городов, агломераций и регионов. Режим доступа: http://glava.perm.ru/upload/pages/1005/Rossijskije_i_mirovxie_tendencii_i_trendy_v_sfere_strategichesk.pdf 5. Богавеева Р. Стратегическое планирование развития крупных городов: основные принципы // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С.73-79. 6. Серова Н.А. Институциональные ограничения формирования и реализации социально­ экономической политики в городах Севера России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 32(89)ноябрь. С.20-23. 7. Столяров О.И. Стратегия развития муниципального образования: типовые ошибки заказчика. Режим доступа http://www.megacities.ru/analitika/index.php?ELEMENT_ID=1025 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz