Север и рынок. 2013, N 5.

при организации разработки стратегии (в качестве фактического заказчика стратегии выступает тактическое подразделение администрации, беря на себя только функции поставщика информации, устраняясь, наряду с первыми руководителями, из процесса стратегического планирования); при приемке стратегии (заказчик становится в позицию критики проекта стратегии, а не конструктивных предложений); в организации реализации стратегии (заказчик ограничивается функциями мониторинга, отсутствуют комплексные программы развития, увязанные со стратегией). В результате подобной организации вместо процесса стратегического планирования, который призван наладить координацию и консолидировать усилия органов местного самоуправления, бизнеса и городского сообщества, порождаются конфликты интересов, а сам документ стратегического планирования, подготовленный кулуарно, ложится на полку. Как показывают лучшие практики стратегического планирования, важнейшими условиями действенности и реализуемости разрабатываемых стратегий является привлечение в этот процесс как можно более широкого круга заинтересованных в развитии города сторон, неформальное общественное участие. Такой подход будет способствовать формированию института городского сообщества, которое отличается от населения (как статистической совокупности проживающих людей) наличием у каждого жителя и у всех жителей, вместе взятых, чувства принадлежности месту проживания, сознания своего права и возможностей влиять на ход жизни в нем и ответственности за него. Принцип широкого общественного участия в стратегическом планировании может вызвать подозрения высоких транзакционных издержек его использования. Однако альтернатива ему - бесполезность кулуарной стратегии. Ценность расширения участников стратегического планирования и разносторонней координации была подчеркнута в заключительном документе (рекомендациях) IX Общероссийского форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России" 2010 г. В преамбуле этого документа отмечен путь модернизации стратегий с использованием опыта развитых стран, где «центр тяжести смещается от плана как документа к планированию как процессу. Ключевым результатом этого процесса является не документ планирования, а улучшение координации участников, развитие сетевых взаимодействий, распространение и масштабирование лучших практик, развитие потенциала. ... От эффективного сотрудничества выигрывают все участники взаимодействия» . Хотя, как здесь отмечено, более важным следует рассматривать не итоговый документ стратегического планирования, а сам процесс, то насколько он выражает истинные интересы и цели городского сообщества, тем не менее, представляет интерес оценить, насколько широко уже применяются документы стратегического планирования в управленческой практике городов. В качестве примера нами рассмотрена выборка наиболее крупных городов (с численностью населения более 40 тыс. чел.) субъектов Российской Федерации, полностью относящихся к районам Крайнего Севера (табл.). Для городов Крайнего Севера актуальность разработки и реализаций стратегий социально­ экономического развития обусловлена рядом дополнительных факторов по сравнению с муниципальными образованиями, расположенными в экономических центрах и благоприятных природно-климатических условиях. Это связано, во-первых, с особенностями структуры экономики (как правило, природно-ресурсного профиля с естественными ограничениями возможностей диверсификации); во-вторых, с повышенными расходами местных бюджетов на обеспечение жизнедеятельности, социального обслуживания населения в условиях хронического недостатка средств; в третьих, с более острыми демографическими проблемами, а также с рядом других факторов [7, с.20-23]. Как видно из приведенных в таблице данных, почти во всех городах рассматриваемой выборки принят или находится в разработке тот или иной документ стратегического планирования. В большинстве городов (12 из 21) такие документы приняты в 2009-2010 гг., а первой стратегия была утверждена в г.Апатиты Мурманской области еще в 2002 г. *Рекомендации IX Общероссийского форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России" (Санкт- Петербург, 18-19 октября 2010 г.). Режим доступа : http://www.forumstrategov.ru/upload/documents/recommendations.pdf 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz