Север и рынок. 2013, N 5.
Анализ, выполненный в работе [3, с.44-49], показал, что применение концепции устойчивого развития в качестве методологической основы при разработке большинства документов стратегического планирования и управления развитием территориальных систем на общероссийском и региональном уровнях реализовано далеко не в должной мере. Такое положение обусловлено тем, что в стране пока не сформирована, во-первых, системная нормативно-правовая база стратегического планирования и управления, во-вторых, общепризнанная методическая основа построения механизмов устойчивого территориального развития. Министерство экономического развития РФ в 2009 г. разработало проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» , который в настоящее время находится на согласовании в правительственных ведомствах. Данный законопроект в случае его принятия создаст правовую основу системы государственного стратегического планирования в стране. Одновременно он выполняет методическую функцию, поскольку включает определение основных понятий стратегического планирования, регламентирует процедуры разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования как на федеральном, так и региональном уровнях. Законопроект предусматривает формирование комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации с определением целей этой системы, ее функций, определение полномочий всех участников государственного планирования, в число которых входят и региональные органы исполнительной власти. Очевидно, что примененный системный подход к организации стратегического планирования и его законодательное закрепление окажет действенное влияние на применение технологий стратегического управления не только на государственном, но и муниципальном уровне и, в особенности, в практике городского управления. К настоящему времени почти во всех субъектах Федерации уже разработаны и приняты документы стратегического планирования. Применение же стратегического подхода в управленческой практике российских городов хотя и находит постепенное распространение, однако далеко не стало общепринятым. Даже крупнейшие города-миллионники, которые имеют относительно более благоприятные возможности для разработки и реализации стратегических планов с учетом их ресурсного и интеллектуального потенциала, не все приняли и руководствуются долгосрочной стратегией социально-экономического развития или стратегическим планом [4]. Первые городские стратегии развития стали появляться во второй половине 1990-х гг. Наиболее известным примером является Стратегический план Санкт-Петербурга, разработанный в 1997 г. Ценность этого примера состояла в том, что здесь впервые в российской практике были разработаны и успешно применены научно обоснованные методические подходы к организации стратегического планирования развития города с учетом лучшего мирового опыта. Сущность этого подхода состояла в привлечении к процессу планирования и последующей реализации стратегии максимально широкого круга заинтересованных сторон городского сообщества - представителей властей, бизнеса, науки, общественных и неправительственных организаций. Научно-методическое обеспечение разработки стратегического плана осуществлял Международный центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», а координацию подготовки и организацию мероприятий в процессе его подготовки (конференции, семинары, совещания, выставки) - специально созданное в администрации города проектное бюро. Наряду с этим были сформированы руководящие структуры разработки и реализации стратегического плана - Генеральный совет, во главе с губернатором города, состоящий из руководителей предприятий и организаций, участвующих в подготовке стратегического плана (146 членов от 90 организаций), исполнительный комитет, состоящий из руководителей тематических направлений плана во главе с первым вице-губернатором по экономике. Дополнительно были созданы структуры, так называемого технического уровня: тематические комиссии по основным направлениям плана, Рабочие группы, Экспертный совет, научно-методический семинар при экспертном совете. Только тематические комиссии, обеспечивающие разработку «частных» стратегий по основным направлениям, объединили около 450 человек - сотрудников городской администрации, представителей крупных фирм, ассоциаций и общественных организаций . Проект Федерального закона "О государственном стратегическом планировании". Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/gsp Подробное описание опыта организации разработки стратегического плана Санкт-Петербурга, а также других городов представлены в материалах «Ресурсного центра по стратегическому планированию», созданного при «Леонтьевском центре». Режим доступа : http://www.city-strategy.ru/1 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz