Север и рынок. 2013, N 5.
Abstract. The article discusses the methodical specificity of applying the technology of strategic planning and management to territorial socio-economic systems, and the present situation with regulation of the process. The practice of producing strategic planning documents in the country including that in municipalities of the High North is considered. The key importance of the public character of elaborating strategies and organizing interactions of a broad circle of participants in order to ensure their efficiency is stressed. Keywords: strategic management, strategic planning, socio-economic development of territories, High North municipalities Развитие территориальных социально-экономических систем России происходит в условиях долговременных системных вызовов глобализации, ускорения научно-технологических изменений, повышения роли человеческого фактора в экономическом развитии, исчерпания потенциала экспортно сырьевой модели экономического развития, нерешенности ряда острых социальных, экологических и институциональных проблем . Это объективно обуславливает необходимость повышения эффективности управления такими системами, принятия решений, носящих долгосрочный, стратегический характер (со сроком реализации более 5 лет), увязки средне- и краткосрочных задач, подчиненных одной общей цели. Признанной во всем мире, наиболее адекватной условиям быстро меняющейся внешней среды технологией управления считается система стратегического управления. Предназначавшаяся первоначально для использования в коммерческих организациях, эта система стала постепенно применяться для управления в территориальных системах на национальном, региональном и муниципальном уровнях. Несмотря на то, что за последние 50 лет сформировалось более десяти различных школ стратегического управления, сущность последнего достаточно универсальна. Она состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности, направленной на достижение стратегических целей в условиях нестабильной внешней среды. Особенность управления территориальными социально-экономическими системами по сравнению с предпринимательскими состоит в том, что в первом случае в качестве объекта управления выступают общественные отношения и связи множества разнородных, иерархически не связанных, но пространственно локализованных организаций и институтов, а главные цели направлены на повышение качества жизни людей. Субъектами управления в таких системах выступают государственные и муниципальные органы власти, а действенность управления достигается при условии привлечения к процессу принятия решений структур гражданского общества, механизмов общественно-частного партнерства и других форм общественного участия. Процесс стратегического управления, как правило, включает следующие обобщенные этапы [1, с.137-144; 2, с.37-41]: стратегический анализ (диагностика территории, оценка ресурсов, внешних и внутренних факторов развития, SWOT-анализ); стратегическое планирование (включая формирование системы целей и критериев их достижения, оценку стратегических альтернатив, выбор базовых стратегий для основных региональных подсистем, определение программ, проектов и механизмов реализации стратегии); реализация стратегии и стратегический контроль (включая мониторинг и управление изменениями). Одним из базовых требований и в то же время методологическим подходом к стратегическому управлению территориальными социально-экономическими системами на национальном, региональном и муниципальном уровнях в современных условиях является использование концепции устойчивого развития. Императив перехода к устойчивому развитию как условие выживания человечества в ХХ! в. был провозглашен на исторической Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., где была принята «Повестка дня на ХХI век». Данный документ, являясь программой действий перехода к устойчивому развитию в международном масштабе, призвал правительства всех стран принять национальные стратегии перехода к устойчивому развитию. Ответом России на этот призыв было принятие в апреле 1996 г. Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию**. Вслед за этим в соответствии с поручением Президента РФ был разработан проект Государственной стратегии устойчивого развития, однако он не был утвержден и не приобрел статус официального нормативного документа. * Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 № 1662-р. // Справочно-поисковая система «Консультант плюс». Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СПС «Консультант плюс». 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz